Очень важно в школах проводить уроки, посвященные патриотизму, любви к своей Родине, ее истории и культуре. В ответственные моменты, когда страна в беде, когда встает вопрос о существовании государства, объединение народа имеет большое значение. Чтобы подрастающее поколение понимало, что за свою Отчизну нужно стоять стеной, и, порой, пожертвовать даже жизнью, на таких уроках необходимо рассказывать о главных исторических вехах и тяжелых временах страны. Несмотря на то, что людям пришлось многое пережить, им удалось не пасть на колени перед врагом и сохранить свое Отечество потомкам.
Содержание статьи
Что означает патриотизм
Человек, родившийся на определенной территории, считает ее своей Родиной. Априори подразумевается, что он должен ею гордится, любить и защищать. Настоящий патриот придает большое значение традициям своей страны, ее обычаям, истории и культуре, а в трудную минуту он готов отстаивать интересы Отечества, приносить в жертву свои интересы. Кроме этого, очень важно чувствовать принадлежность к своему народу. Во всех странах мира государство жизнеспособно только в том случае, если его граждане являются патриотами, занимают активную гражданскую позицию и готовы с самоотверженностью служить Родине.
Патриотические чувства можно испытывать и к своей малой Родине — городу, селу, деревне. Например, победа сборной страны или своего населенного пункта воспринимаются с одинаковой радостью.
Патриотизм синонимы
Значение слова патриот
Что означает связь между словами патриот и Родина: защитники России Отечества сыны
Тема урока патриотизм: урок литературы патриотизм
Целью данного урока является довести до учащихся значение творчества поэтов, которые посвятили свои произведения ВОВ и воспитать чувство патриотизма.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы будем вспоминать героические вехи нашей страны, познакомимся с произведениями военных поэтов, послушаем песни, написанные на их стихи.
Звучит патриотическая музыка.
Ученики:
Учитель: Поэты и писатели, которые жили в то время по велению своей души писали о войне. Сегодня мы обратимся к творчеству Александра Твардовского, Алексея Фатьянова, Анны Ахматовой, Расула Гамзатова. Каждый из них почувствовал единство со своим народом, пример этого — стихи и песни, которые были написаны в военные годы и приобрели большую популярность.
Поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов (1919–1959). Вся страна слушала и пела его песни.
Учитель: А чем для вас является песня?
Ребята отвечают. Варианты ответа могут быть такими: разговор по душам, выражение своих чувств, страдание, боль, любовь, ненависть, радость, мечты. Недаром люди поют, когда на душе радостно или наоборот тоскливо. Другими словами, песня, это спутник нашей жизни.
Учитель: Молодцы, ребята! Песня неотделима от нашей жизни, особенно велико было ее значение в период войны, когда во время отдыха солдаты запевали что-нибудь задушевное. Песня была способна сподвигнуть на подвиг, в ней черпали силы, заряжались оптимизмом. Несмотря на понимание возможной смерти, на фронте всегда было место шуткам и песням. А сейчас мы с вами послушаем песню на стихи Фатьянова, она написана в 1942 году, а музыку написал Василий Соловьев-Седой.
Учитель: А теперь расскажите о своих чувствах после прослушивание песни (Ребята отвечают). Правильно! Эта песня сохранила живой свет и отражает те грозные пламенные годы. Продолжаем наше знакомство с творчеством военных поэтов.
Александр Трофимович Твардовский, русский поэт. Родился на Смоленской земле, в д. Загорье. Начал писать стихи еще в детстве.
Самое известное его произведение про солдата Василия Теркина.
Кто может прочитать отрывок?
А одним из самых сильных военных стихов — «Я убит подо Ржевом», написано поэтом в 1945-1946 годах. Кто знает, где находится Ржев? (в Калининской области). Именно там были самые кровопролитные бои, свое произведение Твардовский посвятил воевавшим и павшим солдатам.
- Учитель: Кто ответит, о чем данное стихотворение?
- Правильный ответ: О неизвестном солдате, павшим на поле боя.
- Учитель: А повествование от чьего имени?
- Правильный ответ: От лица павшего воина.
- Учитель: Зачитайте, за что переживает солдат?
- Учитель: А почему его так сильно беспокоит взят ли Ржев?
- Правильный ответ: Потому что, солдат любит свою Родину, предан ей и является патриотом своего Отечества.
Очень важно понимать, что происходило в те годы в нашей стране, мы должны передавать следующим поколениям все знания о суровых временах.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась в 1889 году под Одессой. В одиннадцать лет написала первое стихотворение. Когда началась война, поэтесса была в Ленинграде, в 1942 в газете «Правда» было напечатано ее стихотворение «Мужество». Оно пропитано уверенностью в непоколебимости нашей победы.
Один из учеников читает стихотворение «Мужество» А. Ахматовой.
- Учитель: Кто объяснит, о чем это стихотворение?
- Правильный ответ: О мужестве.
- Учитель: А что это такое, мужество?
- Правильный ответ: Храбрость, смелость, присутствие силы духа в момент опасности.
- Учитель: А что поэтесса подразумевает под русским словом?
- Правильный ответ: Народ, так как повествование ведется от имени народа и истории.
- Учитель: Почему, объясните смысл слов:
- Правильный ответ: Это клятва о сохранении русских речи и слова, если они будут потеряны, будет потерян и народ. Мы обязаны не только беречь русское слово, но и передать его потомкам. Год смерти поэтессы — 1966, на ее могилу круглый год приносят живые цветы.
Расул Гамзатов, родился в Дагестане в ауле Цада, в 1923 году, преподавал в школе.
Его поэзия притягивает лиричностью и душевной теплотой, наполнена любовью к Дагестану и России. После войны он написал стихотворение «Журавли», сегодня это популярная песня. В ней говорится о том, что близко каждому человеку, о незабытых павших солдатах, которые погибли, защищая свое Отечество.
Звучит песня «Журавли».
Поэты в горькую минуту своей страны всегда на переднем плане и вместе с народом. В своих произведениях они дают ответ на жизненно важные вопросы поэтическим словом, которое дает силы для борьбы и победы.
- Учитель: А в мирное время, имеют ли стихи такое значение?
- Правильный ответ: Конечно имеют! Мы примеряем описанное в стихотворении на себя, сочувствуем и переживаем. И всегда возникает вопрос — а как бы я поступил, окажись в подобных обстоятельствах? Военные стихи в этом плане, это пример мужества.
- Учитель: Правильно! Война, это несомненно, трагедия для всего народа, в ней могут быть ситуации, требующие решительных действий. Это испытание на силу духа, нравственность, совесть. Нужно иметь честь, чтобы это выдержать.
- Учитель: Как вы думаете, почему сегодня, когда после войны прошло много лет, не пропадает интерес к этой теме?
- Правильный ответ: Потому что еще остались ветераны, которые помнят, что тогда происходило, а в наших жилах течет кровь тех, кто погиб, их память живет в наших сердцах.
- Учитель: Помните героическое прошлое нашей страны.
Патриотизм на уроке истории
Первого января 2021 г. была создана национальная программа государственного значения о патриотическом воспитании на базе проекта «Образование» Она направлена на развитие воспитательной работы, проведение патриотических мероприятий.
Основными задачи:
воспитание у детей чувства патриотизма
патриотическое воспитание на уроках истории
Самые тяжелые времена на всем протяжении истории, Россия пережила благодаря героизму и патриотизму своего народа. На уроках истории учащимся предоставляется возможность осмыслить положительные моменты прошлого. Чувство благодарности к мужеству предков, сопереживания, справедливости возникает, когда перед воспитанниками раскрываются идеи патриотизма. Одновременно с этим, знание истории своей Родины побуждают гордиться ее достижениями, вызывают озабоченность за ее будущее. Проследив все периоды, можно прийти к выводу, что переломные этапы в истории, которые предопределили судьбу России выпали на 14, 16, 19 и 20 века, именно тогда решалась судьба государства, формировалось национальное сознание.
Тема Куликовской битвы является основополагающей в воспитании патриотизма.
Куликовская битва день воинской славы России:
Во времена лихолетья народ делает выбор — поддаться врагу и погибнуть или спасать свое Отечество. Но, только совместными усилиями народных масс, готовности пожертвовать всем, даже жизнью ради родной земли, можно спасти свое Отечество.
Иван Сусанин патриот
патриоты Минин и Пожарский
патриот Кутузов
полководец Багратион
подвиг защитников Брестской крепости
подвиг Советского народа в Великой Отечественной войне
великие полководцы Советского союза в Великой Отечественной войне
подвиг 28 героев панфиловцев
Родина Отчизна Отечество это синонимы
Урок мужества патриотизм
дети герои Великой Отечественной войны: краткая биография
Помните маленьких героев.
Ведущий:
Ведущий:
Ведущий:
Ради нашей великой Победы мальчишки и девчонки отдали свои жизни.