Глина — «волшебный» материал, который сопровождает человека с незапамятных времен. Наши предки применяли его для постройки жилищ и возведения дворцов, лечили болезни, выводили токсины и украшали себя глиняными изделиями. Сегодня «игра с глиной» стала настолько популярной, что глинотерапией увлекаются не только дети, но и взрослые. Для увлекательного хобби потребуется глина, несколько специальных инструментов и желание творить. Неповторимые украшения, загадочные фигурки персонажей, предметы интерьера – эти и другие шедевры выходят из-под рук умелых мастеров.
Содержание статьи
- Инструменты для лепки из глины
- Самозатвердевающая глина для лепки
- Белая глина для лепки
- Глина для домашней лепки
- Видео глина лепка
- Техника лепки из глины
- Глина для лепки цветов
- Лепка цветов из полимерной глины, подробно
- Лепка дымковской игрушки из глины, поэтапно
- Мастер класс по лепке из полимерной глины, поэтапно с фото
- Мастер класс лепка кукол из глины, подробно с фото
Инструменты для лепки из глины
Декоративная «игра с глиной» базируется на трех основных компонентах:
- глине, которая может быть самозатвердевающей и требующей обжига;
- специальных инструментах;
- духовке для запекания готовых изделий.
В зависимости от примеси других минералов, глина может иметь разный оттенок. В продаже встречается основа в виде порошка и брикетов, готовых к применению. Конечно, проще всего работать с самозатвердевающей глиной, которую не нужно запекать. Большинство мастеров отдает предпочтение полимерной основе популярных марок: Fimo,Cernit, Sonnet и Аrtifakt. Они имеют свою цветовую палитру, температуру запекания и свои свойства.
Купить готовые инструменты для лепки можно в магазинах для творчества или на специальных сайтах, хотя некоторые из них можно заменить подручными средствами.
Для раскатывания материала понадобится акриловый ролик или паста-машина. Эти инструменты заменяют любым гладким цилиндрическим предметом, например, стаканом или бутылкой.
Мастера обычно работают на гладкой поверхности, например, на стекле или пластиковой подложке.
Глину нарезают специальными лезвиями: жесткими, гибкими и волнистыми. Для этого также подойдет строительный или канцелярский нож.
Приглаживают, выравнивают и соединяют детали специальными стеками, которые иногда заменяют острым концом акварельной кисти или скальпелем.
Вместо каттеров (формочек) используют крышки от кремов и шампуней, а также формы для печенья. Ими вырезают платы разной формы.
Зубочистками придавливают, подправляют рисунки, а также наносят на изделие мелкие отверстия.
Узоры, выполненные с помощью фактурных листов, наносят кружевом, губками для посуды и зубными щетками.Эффект старины и царапины на изделиях делают при помощи наждачной бумаги или пилочки для ногтей. Инструментами можно убрать мелкие огрехи и следы от пальцев.
Повторяющиеся элементы в бижутерии создают с помощью силиконовых и пластиковых молд.
Для работы потребуются влажные и бумажные обычные салфетки. Ими протирают руки и инструменты.
Глиняные изделия нередко покрывают специальным лаком, создавая таким образом декоративное защитное покрытие. Некоторые мастера в работе используют подручные материалы и любые мелкие предметы: гвозди, гайки, камешки, листья и т.п.
Самозатвердевающая глина для лепки
Популярным и самым простым материалом для глиняного творчества считается полимерная глина. Внешне она схожа с пластилином, но проходя через затвердение и обжиг, глиняное изделие получается очень прочными. Различают три вида основ: самозатвердевающая, запекаемая и жидкая.
Тому, кто не желает связываться с обжигом, лучше использовать первый вид глины. Самозатвердевающая глина родом из Японии. Ранее ее использовали исключительно для лепки цветов. Сегодня этот практичный материал доступен каждому. Пластика не токсична, поэтому лепить из нее могут даже дети. Масса хорошо удаляется с одежды и рук. К тому же «живой» материал хорошо держит форму. Дизайнеры применяют его при изготовлении бижутерии, лепестков, крылышек насекомых и плоских фигур. Чаще всего в продаже встречается молочный, белый и телесный оттенки, но их можно оттенить водными красками.
Конечно, основное преимущество данного материала есть то, что готовые изделия не запекают, не обжигают и не варят. Для высыхания работы некоторое время выдерживают при комнатной температуре. Период сушки зависит от толщины изделия и марки глины. За сутки высыхает примерно 1 см фигуры. Оставшийся после работы материал обязательно прикрывают влажной тканью и заворачивают в несколько слоев пленки. Соприкасаясь с воздухом, глина засыхает. Таким же образом поступают с незавершенным изделием. Подсохшую пластику «оживляют» несколькими каплями воды или влажным укутыванием ткани. Мелкие трещины на толстых изделиях можно исправить глиняной жидкой кашицей.
Необходимо помнить, что мягкость глины во время лепки зависит от количества влаги, но при высыхании она испаряется и возможна небольшая деформация изделия.
Готовые изделия легко декорируются и окрашиваются. Популярные в России марки самозатвердевающего материала — это Paperclay, Superukun, Paperclay Creative и EFA PLAST.
Белая глина для лепки
Белая глина (каолин) встречается в продаже в виде порошка и брикетов.
Порошковый каолин фасуют в пакеты и мешки разного объема. Качество «живого» материала напрямую зависит от поставщика. Встречается порошок с примесями (шамотом), но такой материал лучше не брать.
Каолин еще называют фарфоровой глиной, т.к. при обжиге он приобретает светопроницаемость. Основа легко окрашивается в другие цвета. Для этого в состав добавляют сухую краску желаемого оттенка.
Материал мягкий и нежный на ощупь. Благодаря безопасности и отсутствию аллергических реакций, каолин идеально подходит для детского творчества.
Чтобы превратить каолин в пластилин, порошок соединяют с водой и вымешивают до консистенции теста. Затем добавляют глицерин и снова вымешивают. Масса получается очень пластичная и во время работы не пристает к рукам.
Можно приготовить пластилин на основе глиняной пыли. Порошок просеивают сквозь сито (сетку) и полученную пыль соединяют с вазелином (воском) и глицерином.
Такой материал служит основой для статуэток, игрушек, статуй и предметов декора. Готовые изделия обжигаются в печи в два этапа и покрывают глазурью.
Белая глина в виде порошка очень экономная, долго хранится и не застывает. Ее единственным минусом есть трудозатраты при замесе.
Проще всего работать с каолином в брикетах, но такой вариант дорогостоящий. Массу продают в запакованном виде, поэтому она долго сохраняет свою пластичность. Если по какой-то причине основа затвердела, глину можно размочить. Такой вариант может содержать некоторые добавки, из-за чего немного теряется его гибкость.
Помните, на светлой пластике видны любые ворсинки и следы от грязных пальцев, поэтому работать с каолином необходимо с вымытыми руками и чистой подложкой.
Глина для домашней лепки
Выбрать какую-то одну универсальную глину для домашней лепки невозможно, ведь каждый мастер отдает предпочтение разным видам материалов. На его выбор влияет качество глины, ее цена и назначение (для начинающих и мастеров).
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо детально изучить информацию в интернете, а также проанализировать компании, выпускающие глину.
Обязательно обращают внимание на дату изготовления и герметичность тары. Свежая пластика слишком липкая и податливая, а старая — крошится и требует применение размягчителя.
Самой популярной основой для глиняного творчества, особенно для начинающих мастеров, считается полимерная глина. Она вязкая, твердая, упругая, пластичная и прочная. На рынке пластика представлена такими марками, как FIMO, SCULPEY, PREMO, PARDO, отечественным брендом Соннет и польским — Пластишка. Конечно, для начинающих лучше взять дорогую пластику, чтобы не пропала охота и дальнейшее желание творить.
Тяжелую самоотвердевающую глину чаще всего используют для больших сувениров и декоративной посуды. Такие предметы можно шлифовать и окрашивать.
Из легкой зефирной массы в основном выполняют искусственные цветы, а вот для бижутерии материал вообще не пригоден. Ее основной компонент (целлюлоза) боится влаги.
Работа с термопластикой требует наличия духовки или электропечи. Испарение пластификаторов происходит при температуре 110-130˚С. Продолжительность запекания зависит от толщины изделия.
Самодельная пластика
В целях экономии сырье можно приготовить самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс. Домашняя полимерная глина не содержит примесей пластмасс, поэтому более натуральная и безопасная.
Вариант №1
Для пластики потребуется:
- 200 г кукурузного крахмала,
- 1 ст.л. вазелинового масла,
- 200 г клея ПВА,
- 2 ст. л. вазелина (крема).
В жидко-маслянистый состав постепенно подмешивают крахмал, пока масса не станет пригодной для творчества. Затем ее разделяют на несколько кусочков и с помощью акварели придают им разные оттенки. Плотность глины регулируют добавлением крема.
Вариант №2
- 100 г клея ПВА,
- 100 г картофельного крахмала,
- 1 ч.л. вазелина/крема для рук,
- 2 ч. л. детского масла.
Следующий состав готовят на водяной бане. Его варят до образования комочков. Затем снимают с огня, вымешивают несколько минут и оставляют для затвердевания. Через 12 часов глина полностью готова для лепки.
Видео глина лепка
Техника лепки из глины
Во время работы с глиной нужно помнить основные правила лепки. Пластика прочнее пластилина, но и деликатнее. Для работы применяют только влажную глину, поэтому по окончанию работы ее остатки заворачивают во влажную ткань. Не стоит в мягкую глину сразу помещать куски проволоки или пуговицы. Желательно оставить для них выемки и после сушки посадить на клей. Поделку можно слепить из одного куска материала, вытянув или скатав его.
Основные приемы лепки:
- Разминание – произвольное надавливание пальцами или ладошками на материал.
- При ощипывании отделяют пальцами мелкие куски от основы.
- Скатывание шариков выполняют полусогнутыми крест-накрест ладонями по поверхности стола.
- При раскатывании соединенными ладонями формируют жгуты.
- Вдавливание производят путем нажатия пальцев на основу.
- Сплющивание материала необходимо для придания ему плоской формы.
- Разрезание, т.е. деление куска, выполняют стеками.
- Соединение деталей производят наложением краев деталей друг на друга и небольшим придавливанием.
- Заострение выполняют при раскатывании жгута с большим нажимом в одном крае.
Перед работой необходимо правильно подготовить рабочую поверхность. Лепку выполняют на ровной чистой поверхности, желательно на деревянной доске. Она хорошо поглощает лишнюю влагу. Можно поверхность стола покрыть клеенкой и работать на ней с глиной.
Изначально материал тщательно разминают и отбивают в ладонях, чтобы вышел воздух. Работают обеими руками, органично формируя правую и левую стороны изделия. В процессе используют стеки, каттеры, молды. Время от времени пальцы увлажняют водой. Под рукой держат салфетки и губку для сглаживания неровностей.
Важно, время от времени со всех сторон осматривать изделие, чтобы избежать неровностей и изъянов.
Конечно, работу невозможно закончить за один день, поэтому изделие накрывают влажной тканью и заворачивают в полиэтилен. Процесс завершают «выглаживанием» изделия влажной губкой или кистью. Таким образом, убирают мелкие трещины и пустоты, возникшие от пузырьков воздуха.
Важную роль при создании изделия играет правильная сушка. Она может быть длительной (поэтапной), когда работу оставляют в течение 10 дней при комнатной температуре (последние 2 дня около батареи). Но чаще всего изделие обжигают в печи при определенной температуре. Если нарушить данную технологию, глина высохнет неравномерно и может деформироваться.
В конце изделие покрывают белой эмалью или наносят на него декоративный оттиск и лепнину.
Глина для лепки цветов
Керамическая флористика базируется на «зефирной» основе из целлюлозы и «холодном фарфоре». Оба вида пластики самоотвердевающие, т.е. не требуют дополнительного термического обжига. Их применение позволяет создавать реалистичные модели цветов. Единственным минусом данных пластик является их водобоязнь. Под влиянием влаги изделия теряют форму и окрас.
Конечно, проще работать с «зефирной» пластикой. При создании цветов можно обойтись без катеров и молд. Необходимого оттенка добиваются, благодаря смешиванию глины разных оттенков. Пористая масса легче фарфоровой, а при застывании дает лепесткам приятный бархатистый эффект.
Наиболее известные марки «зефирки»:
- Clay craft by Deco выпускается с 1981 году. Масса легкая, воздушная, имеет семь оттенков.
- Hearty Soft имеет матовую, эластичную основу и более десятка ярких оттенков.
- По качеству Modena Soft напоминает Hearty Soft, но имеет лишь один белый цвет. Она хорошо сочетается с другими массами, придавая им желаемую белизну.
- Stamperia выбирают для лепки мелких деталей. Материал не крошится и хорошо раскатывается.
Второй вид на полимерной основе чуть плотнее первого, но благодаря тонким слоям позволяет создавать более реалистичные детали. Высохнув, лепестки приобретают гибкость и упругость. Фарфоровые цветы быстро застывают, но имеют при этом желтоватый оттенок. Пластику осветляют при помощи белой краской (титановых белил). Для защиты фарфоровые изделия покрывают тонким слоем лака. Во время работы с «холодным материалом» руки периодически увлажняют детским кремом, благодаря чему материал не сохнет и не трескается. Детали склеивают между собой латексным клеем или клеем-ПВА. Неиспользованную глину хранят без доступа воздуха, вдали от источников тепла. Такие основы боится замерзания.
Примерами марок холодного фарфора служат следующие бренды: Modena (Padico), Modern, Daisy clay, Bella Rosa и др.
Лепка цветов из полимерной глины, подробно
Перед вами простая поделка, которую можно сделать за пару минут. Если к ней прикрепить крючок и бусинки, выйдут оригинальные сережки.
Миниатюрные розочки
Для одного цветка потребуется 6 шариков. Диаметр каждого чуть больше 1 см.
В ладони раскатать один из шариков таким образом, чтобы внешний край был чуть тоньше внутреннего.
Лепесток скрутить в трубочку для серединки.
Заготовка в профиль должна иметь следующий вид.
Пять оставшихся шариков раскатать аналогично первому. Отпечатки ладоней добавят лепесткам естественную фактуру.
Один из лепестков аккуратно завернуть вокруг сердцевины.
Затем собрать лепестки в бутон, завернув каждый последующий к краю предыдущего.
Защипнув край, в нижней части цветка сделать «ножку».
Аккуратно отвернуть внешние лепестки и сформировать на них легкие заломы.
Готовую розочку вставляют в перевернутую упаковку из-под конфет и оставляют на некоторое время для подсушивания.
Лепка дымковской игрушки из глины, поэтапно
Неповторимая глиняная игрушка впервые появилась в слободе Дымково, вблизи Вятки. Для основы использовали местную глину с примесями мелкого речного песка. Сначала это были небольшие свистульки, а затем стали появляться забавные животные и сцены из жизни. Объемные фигуры создавали из нескольких частей, которые затем соединяли между собой. Изделия после обжига покрывали белым меловым фоном и расписывали яркими красками.
Современные игрушки украшают интерьеры и несут положительный заряд эмоций.
Дымковская барышня
Основу игрушки будет составлять купол-подол. Для этого шарик глины (диаметр 5-7 см) раскатывают стеком-скалкой в форме блина (толщина 5-8 мм). Затем круг разделяют пополам и из одной части формируют конус или полусферу.
Стык подола соединяют, слегка расширив низ и сузив верх.
Из небольшого куска скатывают овал и прикрепляют его к верхней части подола. Это будет туловище барышни. Голову красавицы скатывают из овала вдвое меньше туловища.
Теперь пришло время украсить барышне подол платья, пустив рюши по низу купола.
Руки можно скатать до украшения наряда, но правильнее будет сделать их после того, как на плечи будет повешено коромысло с ведерками.
Головным убором для нашей барышни будет служить кокошник. Он украшен защипами и капельками. Коса сплетена из двух жгутов, а сережками служат маленькие капельки.
Осталось барышню высушить и разукрасить.
Мастер класс по лепке из полимерной глины, поэтапно с фото
Декоративная заколка для волос может служить булавкой для шарфа или кардигана. Полую форму украшению придают с помощью круглой бутылки.
Для украшения готовят два разноцветных пласта. Черный раскатывают толщиной до 4 мм, розовый до 1 мм.
Детали накладывают друг на друга и делают отпечаток текстурным листом.
Затем аккуратно срезают верхний розовый слой до проявления контрастного рисунка.
Глиняную заколку обрезают по готовому шаблону.
С помощью каттеров делают с двух сторон два отверстия. Их можно вырезать лезвием.
Для придания округлой формы заготовку прикладывают к банке.
Розовую основу раскатывают в пласт. Палочку покрывают гелем и заворачивают глиной, излишки срезают.
Один из краев палочки фиксируют закрученной колбаской.
Изделия запекают около получаса при 110-120°C. Затем проходят по ним наждачной бумагой и покрывают лаком.
Мастер класс лепка кукол из глины, подробно с фото
Для кукол используют специальную самоотвердевающую пластику. Ее легко шлифовать, срезать лишние пласты, а также размачивать и корректировать дефекты. Для начала куклу изображают на бумаге, определяясь с пропорциями, позой и внешним видом. Она может быть детальной с пальчиками и миндалевидными глазками или упрощенной.
Для работы потребуется пластика, кусочек фольги, проволока и стеки.
Процесс создания куклы начинают с каркаса головы. Его формируют из скрученной проволоки, обмотанной фольгой. На подготовленную основу стеками наносят глину. Затем прорисовывают черты лица, придерживаясь при этом заданной овальной формы.
Готовую голову отправляют в печь для термообработки.
Из колбасок формируют локти и колени, разрезают пальцы. На основе проволоки скручивают туловище и прикрепляют к нему вырезанные конечности.
Ноги и руки могут быть цельными или с одними ступнями и ладошками. Заготовку снова отправляют в печь.
Прикрутив голову к туловищу, начинают заниматься нарядом. Лицо красавицы можно детализировать, а также создать пышную прическу.
Работа с глиной — это творчество, которое способно успокоить, повысить умственные способности, а также дать возможность приятно провести свободное время. Кстати, наглядные примеры для детского глиняного творчества смотрите здесь.