Синтаксический разбор предложения 4 класс образец: памятка синтаксический разбор предложения 4 класс, 5 класс

0

В помощь четвероклассникам предлагаем освоить одну из тем русского языка. Ознакомившись с нашей статьей, ребенку будет легче понять как дать характеристику предложению в соответствии с правилами и требованиями школьной программы. 

Синтаксис это простыми словами

Чтобы понять, что означает термин «синтаксис», нужно перевести его с греческого. Буквально перевод будет звучать так: порядок, построение, создание. Если говорить о синтаксисе, как о разделе науки, он входит в раздел русского языка, который называется грамматикой и изучает особенности строения текста в целом, а, так же, предложений и словосочетаний. Полная характеристика предложения, что является синтаксическим разбором, позволит расставить правильно запятые и другие знаки препинания, понять, как между собой связаны слова в единой конструкции, к каким членам предложения и частям речи они относятся.

Порядок синтаксического разбора слов

Многие школьники, не выучив хорошо тему, пытаются разобрать слово по правилам синтаксиса, не зная того, что этого сделать невозможно. Следует отметить, что такого понятия не существует, такую цель этот раздел грамматики не преследует. Характеристику можно дать только словосочетаниям и предложениям. Поэтому, когда учитель спросит, каким объектам русского языка можно дать полную характеристику методом синтаксического разбора, ученик должен ответить: предложениям и словосочетаниям!

Как делается синтаксический разбор предложения

В начале, прежде чем приступить к дальнейшей работе, нужно выделить грамматическую основу, так как, именно в ней и есть суть изложения.

схема грамматической основы предложения 4 класс

синтаксический разбор простого предложения схема

Сложные содержат несколько грамматических основ — от двух и более, они связаны между собой по смыслу и содержат в своем составе сочинительные союзы.

схема разбора простого предложения

Сначала рассмотрим простые предложения. Дадим им характеристику, для этого необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Определяем с какой целью произносится предложение.

Повествует, т.е., повествовательное — произносится спокойно, сообщает о чем-то или о ком-то.

Примеры:
На небе появилось Солнце.
Сильный дождь пошел внезапно.
Писатель пишет повесть.

Вопросительное — применяется, когда нужно о чем-то или о ком-то спросить, узнать ответ на возникший вопрос.

Примеры:
Как зовут твою кошку?
Когда закончится урок?
Мы будем сегодня играть?

Побудительное — призывает к действию, с его помощью можно о чем-либо попросить или приказать.

Примеры:
Сядь на стул!
Помоги мне сделать уроки.
Немедленно отойди от окна!

2. Определяем на сколько эмоционально высказывание (предложение).

Восклицательное — проговаривается с интонацией, с чувством. На конце — восклицательный знак.

Примеры:
Какая красивая поляна!
Мы в восторге от экскурсии!
Я за тебя рад!

Невосклицательное — проговаривается спокойно, чувства в таком предложении не проявляются.

Примеры:
Мы с интересом слушаем учителя.
Ученик делает уроки.
Мама варит суп.

3. Следующий обязательный шаг — найти смысловую часть, т.е., грамматическую основу.

Наличие только одной — предложение простое, ну а если две и более, предложение относится к сложным.

Примеры:
Я иду гулять. (Одна — «я» — подлежащее, «иду» — сказуемое).
Кошка забежала во двор и мы стали с ней играть. (Две — «кошка» — подлежащее, «забежала» — сказуемое, «мы» — подлежащее, «играть» — сказуемое.

4. Выясняем наличие главных членов и их количество.

Двусоставное — в наличие и подлежащее и сказуемое, как известно, они относятся к главным членам.

Пример: Мальчик читает книгу.  («мальчик» — подлежащее, «читает» — сказуемое).

Односоставное — когда мы видим, что предложение с одним главным членом.

Пример: Внезапно потемнело. («внезапно» — обстоятельство, «потемнело» — сказуемое).

5. Указываем какое предложение по типу.

Назывное — подлежащее стоит в Им. п. и является главным членом.

Пример: Красивая картина.

Если в предложении присутствует только глагол, следует определить его грамматическую форму.

Обобщенно-личное. Носит обобщенный характер, может относиться к тому или иному лицу, т.е., к неопределенному. Примером могут послужить пословицы.

Примеры:



Безличное. Характерно отсутствием действующего лица, указывают на действие, обстоятельства, состояние. Подразумевается, что действие происходит само по себе.

Примеры:
Холодно!
Не спиться.
Стемнело быстро.

Неопределенно-личное. В данном случае глагол будет стоять в третьем лице, будущего или настоящего времени. Или, во множ. числе — время прошедшее. Лицо, совершающее действие, в предложении отсутствует, а субъект, к которому обращаются, не определен.

Примеры:
Тебя вызывают к доске.
Дали бы сначала отдохнуть.
В доме шумят.

Определенно-личное. Обычно, глагол (сказуемое) стоит в первом или втором лице, в числе как единственном, так и множественном, в изъявительном наклонении. Действие может происходить в настоящем времени или еще не совершено, т.е., в будущем времени.

Примеры:
Люблю во всем ясность.
Подумаем о завтрашних планах.
Гордись нашей Родиной!

6. Проверяем, есть ли неглавные члены предложения.

7. Определяем — предложение неполное или полное.

В неполном мы понимаем смысл из контекста или из предыдущего предложения. В нем отсутствуют необходимые для понимания члены предложения.

Ты куда поехал? — На работу. (Я поеду на работу).
Вы где сейчас находитесь? — В магазине. (Мы находимся в магазине).
У сестры глаза серые, а у меня — карие. (Вторая часть сложного предложения, часто в таких случаях используется тире).

В полном же, все члены предложения, необходимые для понимания того, о чем идет речь, присутствуют.

8. Осложнённость разбираемого предложения.

Составную часть предложения могут осложнять всевозможные конструкции и прочие элементы речи (см. таблицу).

Отсутствие данных элементов говорит о том, что предложение является неосложненным.

9. Определить к каким членам предложения относятся слова и подчеркнуть их.

10. Выстроить схему в соответствии с вышеприведенной таблицей (см. колонку «Как подчеркивается»).

Сложное предложение

Делается по той же схеме, что и простое.

Последовательность:

Синтаксический разбор предложения 4 класс образец

синтаксический разбор простого предложения примеры

 

синтаксический разбор сложного предложения примеры 5 класс

Синтаксический разбор предложения 4 класс презентация

синтаксический разбор предложения 4 класс образец

Памятка синтаксический разбор предложения 4 класс, 5 класс

P.S. Вот мы и разобрались в одной из тем русского языка, которую изучают в 4 классе. Следует сказать, что освоить ее довольно просто, если знать основные правила и четко им следовать. Родителям рекомендуем обратить внимание на то, как сын или дочка поняли тему, при необходимости, ее нужно повторить. Только в этом случае дальнейшее изучение предмета будет гораздо легче.

Об Авторе

Оставить комментарий