Развитие памяти: японская система, мнемотехника, методика спецслужб. Развитие памяти у школьников, у дошкольников. Упражнения для развития памяти взрослых

0

Основой всей психической деятельности является память. Она связывает прошлое человека с настоящим и будущим, будучи важнейшей познавательной функцией. Структура памяти достаточно сложна, поэтому стоит уделять её развитию немало времени. Рассмотрим некоторые из уровней и способов развития у разных возрастных групп.

Уровни развития памяти

ptkgyobziim

В течение всей жизни памяти человека свойственно проходить через многочисленные изменения. С самого детства память развивается в разных направлениях. Первоочередной у ребенка развивается эмоциональная, после чего двигательная память, которая постепенно замещается логической и образной. У взрослого же человека, непроизвольное запоминание, присущее чаще всего детям, постепенно становится более осознанным и превращается в произвольное.

Учитывая все аспекты памяти, психологи выделили 3 уровня памяти:

  1. Непосредственную, или сенсорную память.

Сенсорную память можно охарактеризовать, как непосредственный след информации, переданный органами чувств. Сохраняется информации данного вида памяти очень незначительное время – от 0,1 до 0,5 секунды. Этот промежуток времени позволяет мозгу оценить ценность поступающей информации и рассмотреть нужду в привлечении высших отделов нервной системы к данным сигналам. Если же это не требуется, то ненужная информация стирается менее чем за одну секунду, заполняя сенсорную память новыми объектами.

  1. Кратковременную память.

Кратковременная память это важный процесс, который отвечает за запоминание информации и ее воспроизведение. Данный вид памяти хранится в среднем около 20 секунд и оставляет в мозгу лишь ту информацию, которая имеет обобщенный систематизированный вид. Кратковременная память достаточно избирательна, а объём информации, сохранённой на довольно краткое время, составляет от 5 до 9 единиц. Только то, что человеку нужно, что его интересует на данный момент времени, попадает из сенсорной в кратковременную память. Процесс данного вида памяти можно назвать отголоском сиюминутно происшедшего события: на краткое мгновение человек продолжает слышать, видеть то, что уже напрямую не воспринимает. Не повторяя или «прокручивая» полученную информацию в ближайшее время, мозг стирает её бесследно.

  1. Долговременную память.

Долговременная память имеет удивительную способность хранить информацию практически бессрочно, при этом имея возможность воспроизводить её неограниченное количество раз (в отдельных случаях). Мозгом, из элементов, задерживающихся в кратковременной памяти, отбирается то, что после перейдет в долговременное хранение. Вся информация, удерживаемая более чем нескольких минут, автоматически отправляется в систему долговременной памяти, которая имеет практически безграничный объём. Но, несмотря на возможность быстро отыскать нужную информацию, у данного вида памяти имеется серьезная проблема – поиск необходимого значительно затрудняется, поскольку количество информации крайне велико.

Любой из уровней памяти – важная часть огромного механизма, известного как мозг. Но для лучшей работы всей системы, необходимо улучшать и развивать память.

Способы развития памяти

image_5aa57b54768e34-67697574

Часто наша память подвергается бессознательной тренировке. Вы можете просто составлять список покупок в уме, не имея под рукой ручки, чтоб его записать. Или стараться запомнить дорогу в незнакомое для вас место, возвращаясь обратно без подсказок навигатора. Либо же запоминая героев из любимого сериала: их имена, друзей, привычки – чтобы потом обсудить новую серию с подругой за чашечкой кофе. Все это помогает вашей памяти постоянно держать «ухо востро».

Для того, чтобы заняться более осознанным, контролируемым развитием памяти, психологи рекомендуют некоторые нехитрые способы, которые помогут не только улучшить процесс мышления, но и состояние организма в целом:

  1. Для более активной работы мозга и нервной системы, откажитесь от вредных привычек (никотина, алкоголя и прочего).
  2. Проводите на свежем воздухе не менее часа в день. Небольшая прогулка после работы обеспечит клетки вашего головного мозга достаточным количеством кислорода.
  3. Занимайтесь спортом хотя бы пару раз в неделю. Бегайте, прыгайте, катайтесь на велосипеде, плавайте, танцуйте! Спорт не обязательно должен быть скучным и тяжёлым. Он может приносить такое же удовольствие, как и стаканчик любимого мороженого. Главное найдите то, что вам по душе. Это поможет привести организм в тонус и улучшить кровообращение (и подтянутое здоровое тело еще никому не навредило).
  4. Здоровый сон, также важен для хорошего самочувствия, как чашка горячего чая морозным днём. Для полноценного восстановления мозга необходимо спать не менее 8 часов.
  5. Правильное питание придаст сил для трудовых будней и активных выходных. Подбор полезных продуктов, включающих высокое содержание полезных элементов, должен стать стилем жизни каждого, кто желает своему организму красоты и прекрасного самочувствия. В свой ежедневный рацион необходимо включать такие продукты, как йогурты, творог, яйца, рыба, овощи, фрукты, зелень.
  6. Ежедневное чтение поможет вам не только научиться управлять своей долговременной памятью, но также расширит ваше мировоззрение и подскажет новые темы для обсуждения с коллегами во время кофе-брейка.

Придерживаясь этих несложных правил, уже через пару недель можно наблюдать как улучшение физического, так и умственного состояния.

Игры на развитие памяти и мышления

razvitie-pamyati-i-myshleniya-dlya-vzroslykh-i-detey-v-shkole-shaleniy-ravlik-_img427-1

  1. Запоминание слов.

Перед вами представлены двадцать различных слов, не связанных между собой, которые нужно запомнить. На это дается 40 секунд:

Инструмент, барометр, тетрадь, конфета, крышка, таблетка, жираф, антенна, картофель, бадминтон, кнопка, расческа, указка, миндаль, покупка, кастрюля, парик, автобус, якорь, эстафета.

Теперь закройте эти слова и постарайтесь написать их в таком же порядке. После чего сверьте результаты в соответствии со следующей формулой:

Количество слов, которые оказались на своих местах, нужно поделить на 20 (то есть, количество запоминаемых слов) и умножить на 100%. Получившийся результат – это и есть ваш процент запоминания.

Также вы можете записать эти же слова в обратно порядке, подставляя к ним цифры. Процесс запоминания и подсчета аналогичный.

  1. Запоминание цифр.

Вам даны двадцать различных цифр, которые нужно внимательно изучить и запомнить. Через 40 секунд, закрывайте цифры. Процесс данного упражнения аналогичен предыдущему.

606, 13, 7, 9, 39, 112, 24,  86, 15, 51, 26, 8, 205, 95, 79, 3, 47, 75, 542, 2.

Как подсчитать свои результаты вы уже знаете.

  1. Запомни человека.

В этом упражнение вам нужно будет запомнить абсолютно незнакомого человека, которого увидите на улице, либо в общественном транспорте. Главное, запомнить как можно больше фактов про него.

Какой он из себя? Какая у него прическа? Черты лица и особые предметы (родинка, шрам, татуировка и прочее). Во что этот человек одет? Как он себя ведет? Что у него в руках?

Когда вы вернётесь  домой, постарайтесь вспомнить этого человека и описать его.

Развитие памяти у дошкольников

razvitie-pamyati-u-detej

Стоит учитывать то, что занятия с ребенком существенно отличается от занятий со взрослым человеком. Поэтому необходимо принимать во внимание не только физиологические аспекты памяти, но и психологические. Основными видами памяти, можно назвать произвольную и непроизвольную память. Для детей более характерно неосознанное восприятие окружающего мира, которое происходит без приложения с их стороны каких-либо усилий. То есть, чем интереснее для ребенка будет предмет его изучения, тем быстрее он усвоит его суть.

Память также разделяется на непосредственную и опосредованную. Когда происходит сохранение информации, процесс мышления при этом не работает, потому что осуществляется  непосредственное (механическое) запоминание, т.е. без осознания материла, без определения логической цепочки. У дошкольников преобладает именно этот процесс запоминание, поэтому психологи советуют начать обучение иностранным языкам еще до начала учебы в школе.

В определённом возрасте у ребенка более развит соответствующий тип памяти.

Рассмотри типы памяти детей в различных возрастных группах:

  • От 0 до 1 года. На первых порах у новорожденных происходит становление моторной памяти, которая выражается в первых условных рефлексах. В этом возрасте малыш запоминает выполняемые им и окружающими движения. Лучше всего дети запоминают движения, имеющие для них эмоциональный окрас (допустим, мамины объятья, которые вызывают теплоту и уют).
  • От 1 года до 2 лет. Ребенок старается узнавать близких взрослых (помимо родителей). У него активно развивается нервная система, при этом увеличивая объем и прочность усвояемой информации. Осваиваются новые навыки, такие как ходьба, произношение звуков и несложных слов. Именно к этому возрасту относятся первые осознанные воспоминания.
  • От 2 до 4 лет. В этом возрасте у ребенка начинается формирование мнемонических способностей, которые вытесняют механическое запоминание. После 2-летнего возраста дети начинают запоминать сложные слова, осваивают основы логики при построении своих мыслей и относительно происходящего вокруг. При нормальном развитии осваивают основные моторные навыки.
  • От 4 до 6 лет. дети в этом возрасте все очень хорошо запоминают, только делают они это не осознанно, непроизвольно. Данный процесс происходит не зависимо от желания или усилия ребенка. В этом возрасте ребенок запоминает то, на что обратил внимание в процессе учебы, игры или любой другой деятельности. Обычно это что-то увлекательно, красочное, вызывающее сильные эмоции.

В дошкольном возрасте у ребенка память развивается активнее и лучше всех остальных других процессов. Родителям следует уделять много внимания тренировочным упражнениям, чтобы ребенок рос полноценной личностью с отличными способностями запоминать и воспроизводить информацию.

Развитие внимания и памяти школьников

malchiku-pokazyvayut-cifry

Умение удерживать свое внимание на одном предмете длительное время, занимает значимую роль в учебной деятельность. Во время занятий преподаватель привлекает внимание учеников к своему предмету, переключая с одного вида деятельности на другой. Развитие внимания младшего школьника позволяет ему на короткое время сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время непроизвольное запоминание овладевает его нервной системой. Поэтому часто детей в начальной школе характеризуют, как невнимательных, ведь им трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Умственное развитие школьника качественно меняется согласно требованиям, поставленным учебной деятельностью.

В школьном возрасте (в начальной школе) очень важно разрешение таких задач:

  • ребенок должен вникать в смысл слов и цифр, которые ему предлагаются для изучения, он должен уметь устанавливать логические смысловые связи;
  • ему должно быть подвластно решение логических задач, связанных с изменением предметного мира;
  • все упражнения должны быть направлены на то, чтобы развивалось внимание ребенка, воображение и память;
  • развитие воображения и применение его в повседневной жизни.

Для повышения продуктивности запоминания материала, используйте следующие приемы:

  • Предложите детям составить план рассказа. Так им легче будет вспомнить, о чём шла речь;
  • Разработайте план. Лучше всего, если он будет представлен ребенку в виде изображений, фотографий или рисунков, которые он сам создал;
  • Последовательно записывайте ключевые идеи из текста. Это поможет не запутаться в хронологии.

Дети, которые только начали ходить в школу, развиваются по-разному, у них свой характер, привычки и мировоззрения. Именно от этих показателей будет зависеть и успех их запоминания.  Но кое-что, что присуще для всех. Развитие памяти невозможно без параллельной работы над развитием внимания, поскольку усвоение материала требует немалой концентрации на объекте.

Развитие памяти подростков

1491824679149

У подростка уже отлично развита память.  Кроме этого, он обладает в своем возрасте прекрасным воображением и вниманием на столько, что в состоянии управлять ими по собственной воле. В этот период начинает проявляться доминантная функция.

При этом подросток самостоятельно определяет, что именно для него имеет ценность:

  • В данном возрасте ребенок учится концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где можно добиться заметных результатов, в трудовой деятельности, где начинают проявляться умение сосредоточиваться, в общении и остальном. Подросток уже контролирует свое внимание, он умеет им самостоятельно управлять.
  • В 13-16 лет память у подростка развивается быстрее всего. Медики объясняют это гормональными изменениями, которые неизбежно происходят в организме каждого человека в этом возрасте, чтобы он подготавливался к следующему этапу жизнедеятельности. В этом возрасте память у ребенка уже не механическая. Чтобы что-то запомнить, ребенок должен понять смысл того, что слышит или видит. Также перестраивается и деятельность смысловой памяти — она становится опосредованной и более логичной.
  • В этом возрасте воображение может трансформироваться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток способен исполнять математические мыслительные задачи, воображая и размышляя над каждым своим шагом. В то же время он может сам продумывать, как ему нужно общаться с другими людьми, он может представлять себе разные сюжеты отношений, переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не справится со своими внутренними проблемами.

206649734_1_644x461_skorochtenie-i-razvitie-pamyati-karaganda

Развитие памяти крайне важно для подростков:

  1. Одним из основных способов является «зазубривание» стихов или прозы. Начать можно с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер текста и выбирая более сложные произведения. Прозу учить несколько сложнее, поэтому к ее заучиванию лучше переходить, после освоения стихов. Главным фактором данного способа развития памяти является постоянное повторение.
  2. Изложение и сочинение – также помогут подростку улучшить свою память и укрепить усвоенные знания. Для этого нужно строить свой пересказ максимально близко к тексту. Или же, при написании изложение, стараться использовать больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то улучшить можно не только память, но и речь.
  3. Помимо перечисленных способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, перечисляем подростку 10 любых слов, никаким образом логически не связанных и попросим произнести все те слова, которые ему удалось запомнить. Нормой данного упражнения считается 6 правильно произнесенных слов.

Развитие памяти у взрослых упражнения

memory

Каждый взрослый человек хоть раз замечал за собой, что он не в состоянии вспомнить элементарных вещей: дату рождения сестры, в котором часу выходит любимая телепередача, или куда же он положил свои ключи. Причина, по которой такое происходит в нашей жизни, проста – очень часто мы забываем о самом главном. Наша память не вечна и требует постоянной подпитки, будь то чтение книг или простейшие арифметические операции. Но без постоянных тренировок она теряет свои былые свойства.  Поэтому каждому из нас необходимо периодически выполнять упражнения, развивающие память,чтобы постепенно мы могли запоминать информацию более эффективно, быстро, объемно.

Помните, если систематически, целенаправленно и следуя определенной методике развивать память, во всех других психических процессах тоже будут происходить положительные изменения: улучшится ваш мыслительный процесс, вы станете любознательнее, потому что круг познавательных интересов тоже расширится.

Рассмотрим несколько упражнений для развития памяти у взрослых:

  • Чтобы что-то запомнить, сосредоточьтесь на самом процессе запоминания. Чаще прислушивайтесь, постоянно думайте, проводя параллели с событиями из своей жизни или с багажом знаний. Если вам удастся зацепить множество разных событий и фактов из своей жизни за огромный поступающий вам информационный поток, вы точно запомните важные факты для себя.
  • Перед сном периодически вспоминайте людей или предметы, которые окружали вас на протяжении дня. С помощью таких нехитрых манипуляций мозг будет учиться систематизировать информацию для более удобного использования в будущем.
  • Выберите любое стихотворение любимого поэта или отрывок из последнего прочитанного художественного произведения. Попробуйте выучить его наизусть как можно быстрее. После чего повторяйте его пару раз в день на протяжении недели, увеличивая количество выученных текстов с каждой неделей. Уже через месяц вы заметите, что стали реже терять свои ключи и забывать, что же нужно купить на ужин.
  • Играйте! Есть множество игр на развитие интеллекта и памяти. Но также не стоит забывать про такие классические настольные игры, как покер, монополия эрудит и другие. Они помогут научиться выстраивать логические схемы и запоминать ходы.
  • Если вам потребовалось запомнить что-либо важное (номер телефона врача, дату рождения коллеги, рецепт изумительного пирога), создайте в уме связь с этим образом. Это может быть что-то смешное или необычное, что будет легче воспринимать мозгом.
  • Свободное время (например, во время мытья посуды или по дороге на работу) идеально будет посвятить решению простейших арифметических задач в уме. Вот вы знаете, например, какой процент людей ездит в общественном транспорте в наушниках? Посчитаем?
  • Работая руками, вы активизируете работу своего головного мозга и памяти. Вы может заметить как во время вязание, вышивание крестиком, так и мытье посуды, уборка и прочей физической активности, ваш мозг начинает генерировать различные идеи.
  • Чтение литературы о развитии памяти и её усовершенствование, дадут вам понятие о работе человеческого мозга в целом и предложат уйму упражнений для его развития.

Японская система развития интеллекта и памяти

Storage

Японская система развития интеллекта разработана японским ученым Рюта Кавашима – профессором и доктором медицинских наук. Он более двадцати лет занимается работой по изучению стимулирования работы человеческого мозга.

Именно его перу принадлежит книга «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти»:

  • В ней вам предлагают узнать, насколько эффективно, на данный момент, работает ваш мозг.
  • Также книга содержит массу несложных упражнений для тренировки и развития мышления, интеллекта и памяти.

Профессор разработал не только книгу, но и специальные тренировочные издания, которые удобно всегда носить с собой. Вы всегда сможете взять любимый карандаш и немножко раструсить свой мозг.

Автор заметил, что максимальную активность мозга можно наблюдать при решении арифметических задач на время, либо чтении вслух. Способы развития интеллекта, которые Рюта Кавашима дает в своей книге, придутся по душе человеку абсолютно любого возраста и склада ума. К тому же для занятий своим развитием, вам не нужно будет тратить уйму времени – достаточно 5-10 минут ежедневно.

Вы сможете заниматься этим в любое свободное время — когда идете на работу или просто принимаете пищу. Не удивительно, что данная система запоминания такая популярная в наше время для людей, которые постоянно активны и заняты. Система рассчитана на 2 месяца практической деятельности. Только при необходимости практиковаться можно сколько угодно — никаких ограничений система не предусматривает.

Мнемотехника для развития памяти у детей

bez-imeni-2-2

Для лучшего запоминания у детей, необходимо подкреплять информацию эмоциями. Ведь каждый ребенок способен запомнить то, что ему интересно. Главное найти к нему правильный подход. Именно с такой целью были разработаны мнемотехнические приемы запоминания.

Мнемоника – это методы и приёмы, которые облегчают процесс запоминания не только у детей, но и у взрослых. Работает эта техника так: с помощью кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы, получаемая информация становится проще для восприятия мозга. Благодаря мнемоническим приёмам улучшается память, логическое мышление и, в случае работы с детьми, развивается речь.

Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники:

  • Развитие воображения. Покажите ребенку карточку, на которой будет изображено несколько предметов. Предложите ему придумать рассказ о тех вещах, которые на ней изображены. Вы заметите, с каким интересом и увлечением он это делает. В то же время, это упражнение поможет ребенку раскрыть свои желания и страхи.
  • Развитие памяти. Предложите вашему ребенку выучить стихотворение по карточкам, каждой строчке которого, будет соответствовать свое изображение.
  • Логическое мышление. Дайте малышу карточки и предложите распределить их по разным группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка – доктор, шприц, таблетка.

Если у ребенка получается хорошо работать по уже готовым карточкам, предложите ему позаниматься наоборот, дайте какой-либо рассказ и пусть он сам нарисует для него картинки. Применяя мнемотехнические приемы на детях и взрослых, психологи однозначно подтверждают успешность данного метода.

Развитие памяти по методикам спецслужб

Creative business idea

Денис Букин — автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб», которая предназначена для всех людей, для которых процесс запоминания очень сложен, которые чувствуют, что их умственные способности необходимо стимулировать и развивать. Эта книга для тех, кто желает стать эффективнее, просто общаясь с людьми, работая. Она необходима каждому, кто собирается жить, используя максимум возможностей своего мозга.

В книге рассказывается:

  • О необычайных возможностях человеческого мозга, о его способностях справляться с задачами, которые недоступны даже самым современным компьютерам.
  • О том для чего и как нужно тренировать память.

Программа тренировки памяти, описанная в книге, основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков.

Здесь можно найти приемы общения из арсенала спецслужб:

  • как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям;
  • как убеждать и оценивать достоверность полученных данных;
  • методы самоорганизации, восстановления сил;
  • как поддерживать высокую работоспособность.

Освоив все предлагаемые приемы, вы сможете держать свои эмоции под контролем и применять в необходимых ситуациях. Научитесь не только запоминать нужную информацию, но и достоверно воспроизводить её.

Игры и упражнения для развития памяти взрослых

545720-brain

  • Судоку. Известная японская головоломка с числами. Суть игры состоит в том, чтобы за как можно меньшее количество времени заполнить 81 ячейку, которые представлены в виде квадрата размером 9*9, числами. Но эти числа должны соответствовать главному правилу: в одном столбце, строке и квадрате 3*3, числа от 1 до 9 не должны повторятся.
  • Фуршет. На вашем «обеденном столе» в порядке очереди начинают появляться продукты, каждый раз изменяя своё расположение. Цель игры – как можно быстрей выбрать новый элемент, которого не было ранее на столе.
  • Потерянный символ. Игра одновременно тренирует и внимание, и пространственную память. В начале на пару секунд показывается таблица с различными символами. В следующий раз эта же таблица демонстрируется уже с одним пустым полем. Для того чтобы заполнить поле, нужно выбрать правильный вариант из предложенных. Количество полей в таблице поначалу увеличивается, а затем уменьшается, что создаёт дополнительные сложности.
  • Эрудит. В игре могут участвовать от двух до четырех игроков. Участники формируют слова из фишек на доске размером 15*15 ячеек. Слова нужно формировать по вертикали, либо по горизонтали, сверху вниз, либо слева направо. Слова должны входить в стандартный словарь, либо же вы можете внести какие-либо свои изменения, добавляя особые слова. Игроки получаются очки за сложенные слова на доске. Смысл игры в том, чтобы набрать как можно больше очков. Каждая буква дает определенное количество очков, ивам необходимо составить слово с наибольшим количеством очков для победы.

Память – это уникальная вещь, которую следует постоянно держать в тонусе. Сенсорная, кратковременная или длительная, слуховая или зрительная – любой из этих видов памяти нуждается в постоянной тренировке и усовершенствовании. Многие из методик разработаны, многие книги написаны для того, чтобы каждый мог развивать и совершенствовать свою память. Остальное зависит только от желания и времени проведенного с пользой.

Видео: «Развитие памяти»

Об Авторе

Оставить комментарий