Занятия с детьми аутистами. Ребенок аутист как распознать. Игры с детьми аутистами, в саду, в школе, помощь, занятия

0

Аутизм — разновидность психического расстройства, которое выражается дефицитом социального взаимодействия ребенка с внешним миром. Дети с аутизмом пожизненно страдают недостаточным психоэмоциональным развитием, в результате чего у них нарушается восприятие окружающего мира. С какого возраста проявляется аутизм, какие поведенческие признаки характерны для этого заболевания, как необходимо себя вести с ребенком-аутистом?

Почему рождаются дети аутисты

В последние десятилетия специалисты отмечают тревожную тенденцию к учащению случаев развития аутизма у детей. Статистические цифры неутешительные: из 150 детей один оказывается аутистом, при этом всего лишь 20 лет назад диагноз «аутизм» выставлялся одному из 1000 детей.

Четкой взаимосвязи каких-либо факторов и развития аутизма установить не удается. Дети заболевают в семьях с самым разным семейным укладом, семейным анамнезом, средой проживания. В ходе наблюдений, врачи идентифицировали более 400 возможных провоцирующих факторов, которые могут быть причиной аутизма. Наиболее вероятные:

  • генетические аномалии и мутации — изучая теорию генетической природы аутистических нарушений, ученым удалось сделать важной открытие. Оказалось, что у больных детей в ДНК присутствует превышенное число копий определенных хромосом, которые отвечают за социальную адаптацию у детей. Причем было замечено, что у девочек такие хромосомные отклонения не всегда приводят к аутизму, а вот у мальчиков — почти всегда;
  • заболевания в анамнезе беременной — негативное влияние заболеваний матери на плод уже давно подтверждено научными исследованиями. Для уточнения природы аутических нарушений было сопоставлено все факторы риска. В результате чего было установлено, что аутизм может быть вызван дефицитом железа (анемия), герпетической инфекцией, краснухой, сахарным диабетом, прочими вирусно-бактериальными инфекциями у женщины во время беременности;
  • возраст роженицы старше 35 лет — замечено, что малыши, рожденные женщинами в возрасте 40+, а также те, которые находились в ягодичном предлежании, имеют высокие шансы заболеть аутизмом;
  • гормональный дисбаланс — в последнее время все чаще прослеживается взаимосвязь между дефицитом/избытком гормонов в организме беременной и аутизмом у малыша. Нехватка адреналина у женщины нередко приводит к психическим расстройствам у малыша, которые проявляются слабыми аутистическими сигналами. Нестабильный уровень окситоцина при беременности также негативно сказывается на детской психике — ребенок плохо узнает знакомые лица, у него ограничена кратковременная память, присутствуют нарушения социального контакта. Дефицит тироксина приводит к недостаточной социальной адаптации ребенка;
  • плохая экологическая ситуация, отравление тяжелыми металлами, химикатами — многоразовые исследования дают повод заподозрить патогенное влияние загрязненного воздуха на развитие плода. Опыты на мышах показали, что вредные вещества в воздухе вызывают увеличение желудочков мозга, что блокирует нормальное развитие других участков. Кроме того, наблюдения за детьми, проживающими в загрязненных районах, показали, что аутизм среди них встречается чаще;
  • вакцинация ребенка (гипотеза не имеет доказательной базы) — существует мнение, что вещество тиомерсал, которое входит в состав вакцин, провоцирует аутизм. Научных подтверждений этому нет, но все противники прививок настаивают на его токсичности и негативном влиянии на центральную нервную систему. Кроме того, есть сведения, что именно с началом использования тиомерсала начался всплеск аутизма.

slide-7

Дети аутисты, как распознать по внешним данным

Аутизм — неврологическое нарушение, которое выявляется в раннем возрасте и остается у ребенка на всю жизнь. Аутизм искажает мировоззрение малыша, мешает ему нормально общаться с другими индивидами.

Особенных внешних черт аутизма нет. Заболевание у всех проявляется по-разному. Одни аутисты ведут условно полноценную жизнь, они работают и в состоянии сами себя обслуживать. Другие нуждаются в уходе, имеют не только психические, но и физические отклонения.

Аутистические нарушения у ребенка чаще проявляются в возрасте 2-3 лет.

Особенности внешнего проявления аутизма очень скудные. Среди них можно выделить нарушение походки и особенности движений. В большинстве случаев родители отмечают специфическую походку малыша — он ходит на цыпочках с разведенными в сторону руками, словно балансирует в воздухе. Такая походка напоминает неуверенный полет бабочки. Реже отмечается походка вприпрыжку или приставным шагом. Также всегда присутствует определенная неловкость движений, странный бег с широко расставленными ногами.

Что касается грудничков, из внешних признаков присутствует скудная мимика, безэмоциональность, малыш никогда не улыбается. В исключительных случаях фиксируется отставание в росте. Изредка происходят припадки наподобие эпилептических (атипический аутизм с грубыми умственными нарушениями).

152084

Некоторые исследователи утверждают, что у детей-аутистов несколько иные черты лица — глаза расставлены шире обычного, нижняя часть лица короче верхней.

Признаки ребенок аутист

Поскольку аутизм проявляется асоциальным поведением, все его признаки так или иначе связаны с процессом адаптации к внешней среде.

Наиболее явными признаками этого заболевания являются:

  • отсутствие оживления при виде близкого человек;
  • нарушение речи;
  • избегание зрительного контакта с людьми;
  • отсутствие эмоций на лице;
  • отказ от слежения глазами за игрушкой;
  • эхолалия (многократное повторение одной фразы);
  • страх перед громкими звуками, быстро движущимися предметами;
  • отсутствие эмоционального контакта (ребенок не делится своими радостями или переживаниями);
  • полное отсутствие игр, требующих воображения, например, ролевые игры — дочки-матери, доктор;
  • длительная концентрация на одном предмете или действии;
  • навязчивые движения: раскачивание тела, хлопанье дверью, щелчки пальчиками;
  • полное избегание любых прикосновений.

pochemu_rozhdayutsya_deti_autisty_prichiny_2

Дети аутисты, как распознать

Особенности проявления аутизма зависят от возраста ребенка. Чтобы вовремя распознать аутистические признаки, необходимо тщательно следить за календарем развития ребенка по месяцам, а также обращать внимание на тревожные симптомы.

Рассмотрим, по каким симптомам мамы могут заподозрить аутизм у своего чада с учетом возраста.

Крохи до года:

  • Малыш никогда не улыбается, отсутствует спектр ярких эмоций.
  • На фоне других детей, малыш-аутист выглядит неактивным, он не привлекает ничьего внимания, часто сосредоточен на одной точке.
  • Когда в поле зрения попадает мама или папа, малыш не оживляется, не просится на ручки к родному человеку.
  • Ребенок не способен копировать эмоции родителей и не реагирует на них. В норме, малыш отвечает улыбкой на улыбку, охотно хохочет в ответ.
  • Ребенок не гулит, у него отсутствует указательный жест, он не отзывается на имя.
  • Часто под маской аутизма скрывается не проблемный малыш, который часами играет сам с собой.
  • В редких случаях отмечаются нарушения физического развития – плохой набор веса, позднее развитие навыков сидения, стояния.

Дети от 1 до 3 лет:

  • У ребенка усиливается неэмоциональность, они все сильнее замыкаются внутри себя.
  • Речь или полностью отсутствует, или очень бедная, которая ближе к 18 месяцам  окончательно пропадает. Если ребенок внятно разговаривает, он называет себя в 2-ом или 3-ем лице.
  • Присутствует монотонное повторение где-то услышанной фразы или отдельного слова.
  • Ребенок всегда отстранен от социума, никогда не смотрит в глаза. Стараясь ограничить контакт с другими людьми, аутист старается обслуживать сам себя, обходясь без помощи мамы.
  • После того, когда ребенок начинает ходить, родители замечают странность походки — на цыпочках или приставным шагом.
  • Аутисты часто гиперактивные, но их постоянное движение заключается в стереотипности. Например, ребенок может часами раскачиваться на стуле, активном обнюхивании и ощупывании незнакомого предмета.
  • Ребенок находит странные занятия: он может долго играть с водой, которая течет из крана, хлопать дверью, включать и выключать свет.
  • У ребенка снижены инстинкты самосохранения, он может не плакать после сильного ранения, не искать защиты у мамы, когда не него нападает собака и др. В то же время, ребенок панически боится любых громких звуков, темноты, транспорта.
  • Маленький аутист упорно избегает общения со сверстниками на детских площадках, в гостях, в детском саду.

Дети от 3 до 6 лет:

  • Ребенок не способен адаптировать в социальной среде, он не дружит со сверстниками, негативно реагирует на изменения.
  • Играя, ребенок всегда раскладывает игрушки по четкому алгоритму — по цвету, размеру, в один ряд.
  • Ребенок не допускает беспорядка в комнате, создавая таким образом чувство защищенности.
  • Прогрессируют расстройства речи, усиливается пугливость, учащается ритуальность действий.
  • Поведение ребенка отличается расторможеннностью и дезорганизованностью. Ребенку трудно координировать движения.
  • Ребенок может проявлять агрессию по отношению к себе или посторонним.
  • Может наблюдаться пищевая избирательность — ребенок предпочитает еду определенного цвета или формы, при этом вкусовые качества остаются на втором плане.

ilovepdf_com-1

Школьники-аутисты часто отличаются талантами: они талантливы в музыке и многих видах искусства.

Развитие ребенка аутиста

Дети-аутисты вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.

Полноценному развитию аутиста будут способствовать:

  • Полное принятие состояния малыша.
  • Составление плана задач на каждый день.
  • Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
  • Обеспечение комфортных для ребенка условий.

С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.

Дети аутисты в саду

Ребенку с аутизмом очень сложно адаптироваться к детскому саду. Незнакомые люди, шум, непривычный режим дня и многие другие новшества вызывают у ребенка страх, и он еще сильнее замыкается в себе, порой может возникать агрессия или сильнейшее психоэмоциональное потрясение вплоть до эпилептического припадка.

Если родители все же решили оформить ребенка с аутизмом в сад, нужно приучать его к новой жизни очень постепенно и обязательно с участием психолога. Разумным будет на первых порах отводить ребенка всего на пару минут, оставаясь при этом вместе с ним.

Также желательно использовать его стереотипное поведение, чтобы создать для малыша уютные условия. Например, если он любит раскладывать свою одежду в определенном порядке и потом ее одевать, не стоит препятствовать этому. Но все эти нюансы нужно заранее обговаривать с воспитателями.

Важно заранее ознакомится с режимным распорядком сада, и приучать ребенка к нему заблаговременно. Тогда в саду будет меньше неожиданностей, которые так пугают аутистов.

Если с воспитателем ребенок быстро наладит контакт, то со сверстниками в группе будет сложнее. Необходимо объяснять ребенку все действия других детей, чтобы ему было легче понять, как с ними взаимодействовать.

Важно учитывать, что у ребенка-аутиста нарушено чувство самосохранения, поэтому он нуждается в более тщательном наблюдении воспитателя.

igry-dlya-razvitiya-detej2

Дети аутисты в школе

Если ребенок с аутизмом прошел полноценную социальную адаптацию в дошкольном возрасте, он вправе посещать обычную школу. Возможно, уровень его интеллектуальных навыков будет немного отставать от сверстников, но это не помешает ему окончить школу и даже поступить в лицей. Но тут речь идет о детках с аутичным спектром нарушений, у которых сохранены навыки речи и интеллект. Те же дети, которые имеет грубые нарушения социальной адаптации и речи, проходят обучение только в спецшколах.

wx1080

В школе ребенку-аутисту часто требуется помощь тьютора — личного учителя-наставника, который помогает ему адаптироваться в школьной среде.

Обучение детей аутистов

Обучение аутистов основывается на четко продуманных шагах:

  • Установка пространственных границ, чтобы ребенок не ощущал тревоги в связи со сменой привычной среды. Для этого необходимо отделить рабочую зону игрушками или другими предметами.
  • Создание четкого графика. Необходимо избегать непредсказуемых упражнений, игр, которые будут пугать ребенка. Лучше повесить на стене график в рисунках, что ребенок знал, чего ему ожидать.
  • Обучение социальному моделированию. Детей-аутистов необходимо знакомить с эмоциями, мотивировать их, обучать навыкам поведения, которые здоровые дети приобретают инстинктивно. Это можно делать с помощью чтения книг, обсуждению действий других людей.
  • Использование приема фиксирования. Аутисты часто фокусируют внимание на одном предмете, что можно выгодно использовать в обучении. Например, если мальчик любит машинки, можно с их помощью изучать цвета, географию с помощью большой карты, правила движения и др.
  • Исключение длинных словесных выражений. Аутисты плохо воспринимают длинную цепочку команд, поэтому нужно говорить четко и кратко.

2467918

Программа для ребенка аутиста

Примерное планирование коррекционных занятий при аутизме:

foto1

foto2 foto3 foto4 foto5 foto6 foto7 foto8

foto9

Поведение ребенка аутиста

Об особенностях поведения ребенка-аутиста рассказано в видео-ролике:

Помощь детям аутистам

Когда родители замечают, что с их малышом что-то не в порядке, желательно как можно скорее посетить детского невролога и психолога. Для постановки диагноза «аутизм» врачи используют специальные тесты, ряд инструментальных исследований, наблюдения за поведением ребенка.

Если диагноз подтверждается, ребенку составляют план лечения:

  • психо-эмоциональная коррекция;
  • занятия с эрготерапевтом;
  • арт-терапия;
  • работа с дефектологом.

Оптимальный вариант коррекции аутизма — АВА-терапия, которая основывается на приемах модификации поведения ребенка с аутистическим расстройством.

Что подарить ребенку аутисту

Выбор подарка во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, но есть несколько видов подарков, которые точно понравятся:

  • Конструкторы.
  • Сладости в виде героев любимых мультфильмов.
  • Сертификат на посещение обучающих занятий для детей с особенными потребностями.
  • Железная дорога.
  • Набор музыкальных инструментов.
  • Принадлежности для рисования.
  • Планшет.
  • Музыкальный плеер.

Игрушки для детей аутистов

Для детей с аутистическим спектром нарушений лучше подбирать игрушки, которые помогают развивать чувства осязания, при этом они должны быть просты и понятны малышу.

Главная цель игрушки — создать взаимосвязь между ребенком с аутизмом и окружающей средой/родителями/ровесниками. Лучше подбирать игрушки для детей более младшего возраста.

Часто детки с аутизмом негативно относятся к новым игрушкам, которые не соответствуют критериям старых. Но вносить разнообразие в игровой процесс нужно обязательно, только делать это нужно очень аккуратно.

Что же подойдет ребенку аутисты?!

Это могут быть:

  • яркие картонные и тряпичные книги;
  • конструкторы;
  • лото;
  • фигурки с рельефной поверхностью;
  • кубики или карточки с изображением букв, цифр, предметов;
  • игрушки, издающие звуки;
  • пазлы;
  • небольшие домики и надувные горки;
  • мультипликационные герои;
  • головоломки;
  • крупная мозаика;
  • самодельные сенсорные игрушки;
  • другие игрушки, понравившиеся ребенку.

shutterstock_113583931

Игры детей аутистов

Аутята играют по-особенному. Почти всегда им необходимо объяснять базовые правила даже самых элементарных игр, таких как лего, кубики, мозаика. Кроме того, очень важно делать игры максимально развивающими и познавательными.

Учить ребенка с аутизмом адаптироваться в окружающей среде помогают специальные игры:

foto-10 foto-11

foto12 foto13 foto14 foto15 foto16

foto17

Как общаться с детьми аутистами

Родителям необходимо научиться общаться со своими детьми, страдающими аутизмом. Психологи рекомендуют строить свое общение по правилам:

  • Строго соблюдайте режим дня, тогда ребенку будет легче понимать, что он него требуют. Если что-то идет не по плану, у ребенка может наступить сильнейший эмоциональный всплеск.
  • Практикуйте визуальное общение. Существует специальная система PECS, которая позволяет общаться с ребенком при помощи карточек с изображениями.
  • Выражайте мысли как можно проще. К примеру, ребенку сложно понять длинное предложение, поэтому необходимо выражаться лаконично — «Гулять», «Читай», «Подойди».
  • Избегайте двусмысленных фраз. Ребенок не поймет, если вы скажите, что у вас раскалывается голова. Он будет воспринимать все буквально.
  • Научитесь ждать. Детки с аутизмом обдумывают все значительно дольше, поэтому после того, как вы его что-то спросите, ему может потребоваться определенное время, чтобы ответить или выполнить поручение.
  • Устраивайте сенсорную разгрузку. У каждого аутиста есть свои ритуалы, которые его успокаивают. Время от времени нужно позволять ребенку расслабляться с их помощью
  • Поощряйте успехи ребенка. За любые успехи и старания хвалите ребенка, давайте ему сладости или разрешайте любимые развлечения.

pomoshh

Рекомендации родителям ребенка аутиста

Советы специалистов родителям аутят:

114

Об Авторе

Оставить комментарий