Аутизм — разновидность психического расстройства, которое выражается дефицитом социального взаимодействия ребенка с внешним миром. Дети с аутизмом пожизненно страдают недостаточным психоэмоциональным развитием, в результате чего у них нарушается восприятие окружающего мира. С какого возраста проявляется аутизм, какие поведенческие признаки характерны для этого заболевания, как необходимо себя вести с ребенком-аутистом?
Содержание статьи
- Почему рождаются дети аутисты
- Дети аутисты, как распознать по внешним данным
- Признаки ребенок аутист
- Дети аутисты, как распознать
- Развитие ребенка аутиста
- Дети аутисты в саду
- Дети аутисты в школе
- Обучение детей аутистов
- Программа для ребенка аутиста
- Поведение ребенка аутиста
- Помощь детям аутистам
- Что подарить ребенку аутисту
- Игрушки для детей аутистов
- Игры детей аутистов
- Как общаться с детьми аутистами
- Рекомендации родителям ребенка аутиста
Почему рождаются дети аутисты
В последние десятилетия специалисты отмечают тревожную тенденцию к учащению случаев развития аутизма у детей. Статистические цифры неутешительные: из 150 детей один оказывается аутистом, при этом всего лишь 20 лет назад диагноз «аутизм» выставлялся одному из 1000 детей.
Четкой взаимосвязи каких-либо факторов и развития аутизма установить не удается. Дети заболевают в семьях с самым разным семейным укладом, семейным анамнезом, средой проживания. В ходе наблюдений, врачи идентифицировали более 400 возможных провоцирующих факторов, которые могут быть причиной аутизма. Наиболее вероятные:
- генетические аномалии и мутации — изучая теорию генетической природы аутистических нарушений, ученым удалось сделать важной открытие. Оказалось, что у больных детей в ДНК присутствует превышенное число копий определенных хромосом, которые отвечают за социальную адаптацию у детей. Причем было замечено, что у девочек такие хромосомные отклонения не всегда приводят к аутизму, а вот у мальчиков — почти всегда;
- заболевания в анамнезе беременной — негативное влияние заболеваний матери на плод уже давно подтверждено научными исследованиями. Для уточнения природы аутических нарушений было сопоставлено все факторы риска. В результате чего было установлено, что аутизм может быть вызван дефицитом железа (анемия), герпетической инфекцией, краснухой, сахарным диабетом, прочими вирусно-бактериальными инфекциями у женщины во время беременности;
- возраст роженицы старше 35 лет — замечено, что малыши, рожденные женщинами в возрасте 40+, а также те, которые находились в ягодичном предлежании, имеют высокие шансы заболеть аутизмом;
- гормональный дисбаланс — в последнее время все чаще прослеживается взаимосвязь между дефицитом/избытком гормонов в организме беременной и аутизмом у малыша. Нехватка адреналина у женщины нередко приводит к психическим расстройствам у малыша, которые проявляются слабыми аутистическими сигналами. Нестабильный уровень окситоцина при беременности также негативно сказывается на детской психике — ребенок плохо узнает знакомые лица, у него ограничена кратковременная память, присутствуют нарушения социального контакта. Дефицит тироксина приводит к недостаточной социальной адаптации ребенка;
- плохая экологическая ситуация, отравление тяжелыми металлами, химикатами — многоразовые исследования дают повод заподозрить патогенное влияние загрязненного воздуха на развитие плода. Опыты на мышах показали, что вредные вещества в воздухе вызывают увеличение желудочков мозга, что блокирует нормальное развитие других участков. Кроме того, наблюдения за детьми, проживающими в загрязненных районах, показали, что аутизм среди них встречается чаще;
- вакцинация ребенка (гипотеза не имеет доказательной базы) — существует мнение, что вещество тиомерсал, которое входит в состав вакцин, провоцирует аутизм. Научных подтверждений этому нет, но все противники прививок настаивают на его токсичности и негативном влиянии на центральную нервную систему. Кроме того, есть сведения, что именно с началом использования тиомерсала начался всплеск аутизма.
Дети аутисты, как распознать по внешним данным
Аутизм — неврологическое нарушение, которое выявляется в раннем возрасте и остается у ребенка на всю жизнь. Аутизм искажает мировоззрение малыша, мешает ему нормально общаться с другими индивидами.
Особенных внешних черт аутизма нет. Заболевание у всех проявляется по-разному. Одни аутисты ведут условно полноценную жизнь, они работают и в состоянии сами себя обслуживать. Другие нуждаются в уходе, имеют не только психические, но и физические отклонения.
Аутистические нарушения у ребенка чаще проявляются в возрасте 2-3 лет.
Особенности внешнего проявления аутизма очень скудные. Среди них можно выделить нарушение походки и особенности движений. В большинстве случаев родители отмечают специфическую походку малыша — он ходит на цыпочках с разведенными в сторону руками, словно балансирует в воздухе. Такая походка напоминает неуверенный полет бабочки. Реже отмечается походка вприпрыжку или приставным шагом. Также всегда присутствует определенная неловкость движений, странный бег с широко расставленными ногами.
Что касается грудничков, из внешних признаков присутствует скудная мимика, безэмоциональность, малыш никогда не улыбается. В исключительных случаях фиксируется отставание в росте. Изредка происходят припадки наподобие эпилептических (атипический аутизм с грубыми умственными нарушениями).
Некоторые исследователи утверждают, что у детей-аутистов несколько иные черты лица — глаза расставлены шире обычного, нижняя часть лица короче верхней.
Признаки ребенок аутист
Поскольку аутизм проявляется асоциальным поведением, все его признаки так или иначе связаны с процессом адаптации к внешней среде.
Наиболее явными признаками этого заболевания являются:
- отсутствие оживления при виде близкого человек;
- нарушение речи;
- избегание зрительного контакта с людьми;
- отсутствие эмоций на лице;
- отказ от слежения глазами за игрушкой;
- эхолалия (многократное повторение одной фразы);
- страх перед громкими звуками, быстро движущимися предметами;
- отсутствие эмоционального контакта (ребенок не делится своими радостями или переживаниями);
- полное отсутствие игр, требующих воображения, например, ролевые игры — дочки-матери, доктор;
- длительная концентрация на одном предмете или действии;
- навязчивые движения: раскачивание тела, хлопанье дверью, щелчки пальчиками;
- полное избегание любых прикосновений.
Дети аутисты, как распознать
Особенности проявления аутизма зависят от возраста ребенка. Чтобы вовремя распознать аутистические признаки, необходимо тщательно следить за календарем развития ребенка по месяцам, а также обращать внимание на тревожные симптомы.
Рассмотрим, по каким симптомам мамы могут заподозрить аутизм у своего чада с учетом возраста.
Крохи до года:
- Малыш никогда не улыбается, отсутствует спектр ярких эмоций.
- На фоне других детей, малыш-аутист выглядит неактивным, он не привлекает ничьего внимания, часто сосредоточен на одной точке.
- Когда в поле зрения попадает мама или папа, малыш не оживляется, не просится на ручки к родному человеку.
- Ребенок не способен копировать эмоции родителей и не реагирует на них. В норме, малыш отвечает улыбкой на улыбку, охотно хохочет в ответ.
- Ребенок не гулит, у него отсутствует указательный жест, он не отзывается на имя.
- Часто под маской аутизма скрывается не проблемный малыш, который часами играет сам с собой.
- В редких случаях отмечаются нарушения физического развития – плохой набор веса, позднее развитие навыков сидения, стояния.
Дети от 1 до 3 лет:
- У ребенка усиливается неэмоциональность, они все сильнее замыкаются внутри себя.
- Речь или полностью отсутствует, или очень бедная, которая ближе к 18 месяцам окончательно пропадает. Если ребенок внятно разговаривает, он называет себя в 2-ом или 3-ем лице.
- Присутствует монотонное повторение где-то услышанной фразы или отдельного слова.
- Ребенок всегда отстранен от социума, никогда не смотрит в глаза. Стараясь ограничить контакт с другими людьми, аутист старается обслуживать сам себя, обходясь без помощи мамы.
- После того, когда ребенок начинает ходить, родители замечают странность походки — на цыпочках или приставным шагом.
- Аутисты часто гиперактивные, но их постоянное движение заключается в стереотипности. Например, ребенок может часами раскачиваться на стуле, активном обнюхивании и ощупывании незнакомого предмета.
- Ребенок находит странные занятия: он может долго играть с водой, которая течет из крана, хлопать дверью, включать и выключать свет.
- У ребенка снижены инстинкты самосохранения, он может не плакать после сильного ранения, не искать защиты у мамы, когда не него нападает собака и др. В то же время, ребенок панически боится любых громких звуков, темноты, транспорта.
- Маленький аутист упорно избегает общения со сверстниками на детских площадках, в гостях, в детском саду.
Дети от 3 до 6 лет:
- Ребенок не способен адаптировать в социальной среде, он не дружит со сверстниками, негативно реагирует на изменения.
- Играя, ребенок всегда раскладывает игрушки по четкому алгоритму — по цвету, размеру, в один ряд.
- Ребенок не допускает беспорядка в комнате, создавая таким образом чувство защищенности.
- Прогрессируют расстройства речи, усиливается пугливость, учащается ритуальность действий.
- Поведение ребенка отличается расторможеннностью и дезорганизованностью. Ребенку трудно координировать движения.
- Ребенок может проявлять агрессию по отношению к себе или посторонним.
- Может наблюдаться пищевая избирательность — ребенок предпочитает еду определенного цвета или формы, при этом вкусовые качества остаются на втором плане.
Школьники-аутисты часто отличаются талантами: они талантливы в музыке и многих видах искусства.
Развитие ребенка аутиста
Дети-аутисты вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.
Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.
Полноценному развитию аутиста будут способствовать:
- Полное принятие состояния малыша.
- Составление плана задач на каждый день.
- Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
- Обеспечение комфортных для ребенка условий.
С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.
Дети аутисты в саду
Ребенку с аутизмом очень сложно адаптироваться к детскому саду. Незнакомые люди, шум, непривычный режим дня и многие другие новшества вызывают у ребенка страх, и он еще сильнее замыкается в себе, порой может возникать агрессия или сильнейшее психоэмоциональное потрясение вплоть до эпилептического припадка.
Если родители все же решили оформить ребенка с аутизмом в сад, нужно приучать его к новой жизни очень постепенно и обязательно с участием психолога. Разумным будет на первых порах отводить ребенка всего на пару минут, оставаясь при этом вместе с ним.
Также желательно использовать его стереотипное поведение, чтобы создать для малыша уютные условия. Например, если он любит раскладывать свою одежду в определенном порядке и потом ее одевать, не стоит препятствовать этому. Но все эти нюансы нужно заранее обговаривать с воспитателями.
Важно заранее ознакомится с режимным распорядком сада, и приучать ребенка к нему заблаговременно. Тогда в саду будет меньше неожиданностей, которые так пугают аутистов.
Если с воспитателем ребенок быстро наладит контакт, то со сверстниками в группе будет сложнее. Необходимо объяснять ребенку все действия других детей, чтобы ему было легче понять, как с ними взаимодействовать.
Важно учитывать, что у ребенка-аутиста нарушено чувство самосохранения, поэтому он нуждается в более тщательном наблюдении воспитателя.
Дети аутисты в школе
Если ребенок с аутизмом прошел полноценную социальную адаптацию в дошкольном возрасте, он вправе посещать обычную школу. Возможно, уровень его интеллектуальных навыков будет немного отставать от сверстников, но это не помешает ему окончить школу и даже поступить в лицей. Но тут речь идет о детках с аутичным спектром нарушений, у которых сохранены навыки речи и интеллект. Те же дети, которые имеет грубые нарушения социальной адаптации и речи, проходят обучение только в спецшколах.
В школе ребенку-аутисту часто требуется помощь тьютора — личного учителя-наставника, который помогает ему адаптироваться в школьной среде.
Обучение детей аутистов
Обучение аутистов основывается на четко продуманных шагах:
- Установка пространственных границ, чтобы ребенок не ощущал тревоги в связи со сменой привычной среды. Для этого необходимо отделить рабочую зону игрушками или другими предметами.
- Создание четкого графика. Необходимо избегать непредсказуемых упражнений, игр, которые будут пугать ребенка. Лучше повесить на стене график в рисунках, что ребенок знал, чего ему ожидать.
- Обучение социальному моделированию. Детей-аутистов необходимо знакомить с эмоциями, мотивировать их, обучать навыкам поведения, которые здоровые дети приобретают инстинктивно. Это можно делать с помощью чтения книг, обсуждению действий других людей.
- Использование приема фиксирования. Аутисты часто фокусируют внимание на одном предмете, что можно выгодно использовать в обучении. Например, если мальчик любит машинки, можно с их помощью изучать цвета, географию с помощью большой карты, правила движения и др.
- Исключение длинных словесных выражений. Аутисты плохо воспринимают длинную цепочку команд, поэтому нужно говорить четко и кратко.
Программа для ребенка аутиста
Примерное планирование коррекционных занятий при аутизме:
Поведение ребенка аутиста
Об особенностях поведения ребенка-аутиста рассказано в видео-ролике:
Помощь детям аутистам
Когда родители замечают, что с их малышом что-то не в порядке, желательно как можно скорее посетить детского невролога и психолога. Для постановки диагноза «аутизм» врачи используют специальные тесты, ряд инструментальных исследований, наблюдения за поведением ребенка.
Если диагноз подтверждается, ребенку составляют план лечения:
- психо-эмоциональная коррекция;
- занятия с эрготерапевтом;
- арт-терапия;
- работа с дефектологом.
Оптимальный вариант коррекции аутизма — АВА-терапия, которая основывается на приемах модификации поведения ребенка с аутистическим расстройством.
Что подарить ребенку аутисту
Выбор подарка во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, но есть несколько видов подарков, которые точно понравятся:
- Конструкторы.
- Сладости в виде героев любимых мультфильмов.
- Сертификат на посещение обучающих занятий для детей с особенными потребностями.
- Железная дорога.
- Набор музыкальных инструментов.
- Принадлежности для рисования.
- Планшет.
- Музыкальный плеер.
Игрушки для детей аутистов
Для детей с аутистическим спектром нарушений лучше подбирать игрушки, которые помогают развивать чувства осязания, при этом они должны быть просты и понятны малышу.
Главная цель игрушки — создать взаимосвязь между ребенком с аутизмом и окружающей средой/родителями/ровесниками. Лучше подбирать игрушки для детей более младшего возраста.
Часто детки с аутизмом негативно относятся к новым игрушкам, которые не соответствуют критериям старых. Но вносить разнообразие в игровой процесс нужно обязательно, только делать это нужно очень аккуратно.
Что же подойдет ребенку аутисты?!
Это могут быть:
- яркие картонные и тряпичные книги;
- конструкторы;
- лото;
- фигурки с рельефной поверхностью;
- кубики или карточки с изображением букв, цифр, предметов;
- игрушки, издающие звуки;
- пазлы;
- небольшие домики и надувные горки;
- мультипликационные герои;
- головоломки;
- крупная мозаика;
- самодельные сенсорные игрушки;
- другие игрушки, понравившиеся ребенку.
Игры детей аутистов
Аутята играют по-особенному. Почти всегда им необходимо объяснять базовые правила даже самых элементарных игр, таких как лего, кубики, мозаика. Кроме того, очень важно делать игры максимально развивающими и познавательными.
Учить ребенка с аутизмом адаптироваться в окружающей среде помогают специальные игры:
Как общаться с детьми аутистами
Родителям необходимо научиться общаться со своими детьми, страдающими аутизмом. Психологи рекомендуют строить свое общение по правилам:
- Строго соблюдайте режим дня, тогда ребенку будет легче понимать, что он него требуют. Если что-то идет не по плану, у ребенка может наступить сильнейший эмоциональный всплеск.
- Практикуйте визуальное общение. Существует специальная система PECS, которая позволяет общаться с ребенком при помощи карточек с изображениями.
- Выражайте мысли как можно проще. К примеру, ребенку сложно понять длинное предложение, поэтому необходимо выражаться лаконично — «Гулять», «Читай», «Подойди».
- Избегайте двусмысленных фраз. Ребенок не поймет, если вы скажите, что у вас раскалывается голова. Он будет воспринимать все буквально.
- Научитесь ждать. Детки с аутизмом обдумывают все значительно дольше, поэтому после того, как вы его что-то спросите, ему может потребоваться определенное время, чтобы ответить или выполнить поручение.
- Устраивайте сенсорную разгрузку. У каждого аутиста есть свои ритуалы, которые его успокаивают. Время от времени нужно позволять ребенку расслабляться с их помощью
- Поощряйте успехи ребенка. За любые успехи и старания хвалите ребенка, давайте ему сладости или разрешайте любимые развлечения.
Рекомендации родителям ребенка аутиста
Советы специалистов родителям аутят: