Психология отношений в коллективе, детском, трудовом, женском, воинском, спортивном, педагогическом

0

Любой человек в нашем мире, волей или неволей, взаимодействует с другими людьми, будь то семья, работа или дружеская компания. Ссоры и конфликты случаются между людьми по разным причинам, здесь играет роль воспитание, характер, менталитет, интеллектуальное развитие. Умение находить общий язык и адаптироваться в обществе, не простая задача.

Психология трудового коллектива

Трудовой коллектив — это группа людей, которых объединяет одна цель — получение материальных или иных ценностей. От того, какие отношения сложились в коллективе, зависит достижение общей цели. В коллективе собираются люди с разными, характерами, воспитанием, менталитетом, и, довольно часто, разных национальностей. Новому сотруднику не всегда легко адаптироваться на новом месте работы. Очень важна, здесь, роль руководителя, который должен способствовать созданию благоприятной психологической обстановки. В каждом коллективе, создаются, так называемые, мини группы, которые сходятся на основе общих интересов, характеров, можно сказать, что эти люди общаются на одной волне. От того, насколько благожелательно, относятся эти мини группы, друг к другу, зависит психологическая атмосфера и конечный результат, ради которого, все собрались на одном предприятии. К сожалению, не все коллеги, могут найти общий язык друг с другом. В результате, склоки, сплетни, доносы, подсиживание сказываются на результатах труда. На основе этого, случаются конфликты, которые, порой, очень трудно разрешить. Работать в такой обстановке очень тяжело а порой, просто, невыносимо. Сотрудник либо ходит на работу как на каторгу, либо увольняется.

Психология детского коллектива

Безусловно, детский коллектив, создается взрослыми. Это может быть школа, детский сад, различные секции, лагерь отдыха и даже ясли. С раннего возраста, у ребенка идет формирование личности и это играет важную роль адаптации в коллективе. Когда ребенок совсем маленький, понятия дружбы у него нет,  оно формируется в школьном возрасте. А пока, друг для него тот, с кем, он проводит больше всего времени, в песочнице, в паре на прогулке, в совместных играх во дворе. Детский коллектив создается в начальной школе и важную роль в этом, играет учитель. Он может хвалить или ругать ученика и от того, как он это сделает, сложатся отношения между маленькими школьниками. Уже в начальной школе выделяются дети, которых можно назвать: лидер, массовка, изгой, тихоня, белая ворона, ябеда, плакса, жадина. И в зависимости, от клички, которую дадут ребенку, будет зависеть его комфортность нахождения в коллективе. Роль родителей, при подготовке ребенка к школе и вхождению в детский коллектив, очень важна. Играет роль и профессионализм учителя. 

Психология женского коллектива

О проблемах женского коллектива, известно многим. Сплетни, интриги, склоки, зависть, одним словом змеиный клубок. Но, если сотрудницы, увлечены своей работой, времени на другое, просто не остается. Но, тем не менее, зная психологию женщин и отношений в таких коллективах, можно адаптироваться и успешно в нем работать. Женщины любят обсуждать мужчин, любовников, детей, начальство. Не стоит уклоняться от этого, чтобы не прослыть белой вороной, но не опускаться до уровня сплетен.  Необходимо, сохранять спокойствие в любой ситуации, хотя это и не просто. Конкуренция между женщинами — важный момент, который характеризует атмосферу в коллективе. У кого самая дорогая одежда, самая красивая шуба, самый умный ребенок и т.д. Но так же, играют роль личные достижения каждой сотрудницы в коллективе. Дружественная атмосфера может сложиться, если присутствует взаимопомощь. Например, заболел ребенок, проблемы в семье, свадьба сестры. Готовность прийти на помощь, женщины, обычно ценят и готовы, в ответ, ответить благодарностью. Есть и положительные моменты. Обсуждая, за чаем, жизнь после работы, можно получить совет, в какую школу отдать ребенка, где дешевле купить одежду, как приготовить то или иное блюдо.

Психология спортивного коллектива

Спорт отличается от других видов деятельности, своей специфичностью. Он оказывает особое влияние на развитие личности спортсмена. Это соревнования, соперничество, большие физические нагрузки. Спорт воспитывает в человеке силу волю, трудолюбие, смелость, дисциплину, целеустремленность, решительность. В спортивный коллектив входят не только спортсмены, но и тренер, врач, массажист, технические работники. Личные интересы, каждого члена коллектива, совпадают с интересами общественными. От руководства тренера, зависит психологический климат в коллективе. Важную роль в спортивной команде играет сплоченность, которая может носить, как положительный характер, так и отрицательный. Отрицательный — это корыстные цели отдельно взятого члена команды, т.е. , спортсмен стремится к тому, чтобы добиться только своих собственных успехов. 

 Психология воинского коллектива

Воинский коллектив, отличается от других коллективов целями и задачами. Главная задача — защита своего Отечества. Структура Вооруженных сил имеет разветвленную структуру, в силу своей специфики. В этой структуре особую роль играют небольшие подразделения военнослужащих, которые взаимодействуют между собой, выполняя приказы командира.  Подразделение не сразу становится коллективом. После того, как коллектив сформирован, качество боевой подготовки, сплоченность ведут к укреплению дисциплины. Кроме этого, учитывая специфику воинского коллектива, они волей или неволей вынуждены общаться в социально-бытовой сфере. В случае возникновения конфликта, одним приказом, разрешить его невозможно. Грамотный командир должен знать особенности психологии, его подчиненных. Многие члены воинского коллектива почти всю жизнь, взаимодействуют между собой и здесь, важную роль играют межличностные отношения.

Психология педагогического коллектива

Педагогический коллектив, это коллектив трудовой, которого объединяют задачи воспитания и образования детей. Взаимосвязи обусловлена структурой и происходит между учителями, которые преподают разные предметы в одном классе, один предмет в разных классах; между учителями и классным руководителем,  между педагогами, ведущими кружки. Как, мы видим, взаимодействие учителей, происходит в соответствии со структурой. Соответственно, учителям приходится контактировать постоянно и очень тесно.

Но, учителя, это те же люди и конфликты, которые происходят в других коллективах, могут происходить и в школе. И здесь очень важен профессионализм каждого преподавателя, Налаживание отношений, особенно педагогов, ведущих один предмет, положительно скажется на работе. В этом случае, возможен обмен опытом, который так важен в сфере образования.

Психология студенческого коллектива

Коллектив студентов, это коллектив, в основном, одной возрастной категории. Его объединяет один вид деятельности, профессиональная направленность. С одной стороны, на коллектив, большое влияние оказывают преподаватели, а с другой, это самодостаточный организм, который имеет лидера. Каждая учебная группа, имеет свое лицо, так как на нее, большое влияние оказывает лидер, который есть в каждой группе. Поэтому, то, что приемлемо для одной группы, для другой не подходит. Педагоги, в своем общении, со студентами, учитывают особенности индивидуального подхода. Кроме этого, в таком коллективе, собираются люди разных национальностей, с не одинаковым семейным и материальным положением. Высокая ответственность объединяет студентов, которые каждый день встречаются для получения образования. Им свойственна поддержка друг друга и общие переживания. Важную роль играют мероприятия, которые организуются вне учебы. Это могут быть трудовые лагеря, совместный поход в театр или кино, отдых на природе, капустники и др. В результате таких мероприятий, происходит сближение между студентами, формируется коллектив.

Оценка психологии личности и коллектива

Влияние на индивидуума в коллективе может быть как стимулирующим так и тормозящим. Для улучшения психологической обстановки и для выявления проблем, могут проводиться анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение документов. При проведении анкетирования, каждый сотрудник заполняет анкету. Анкеты бывают открытые либо закрытые. При интервьюирование при личной беседе, с сотрудником, можно задать дополнительные вопросы. Наблюдение характерно тем, что руководитель, наблюдая за сотрудниками, постепенно накапливает о них информацию, чтобы в дальнейшем, более грамотно, построить руководство. На производительность труда влияют следующие факторы:

  • взаимоотношения между сотрудниками;
  • оборудования рабочего места;
  • материальные условия;
  • режим и продолжительность рабочего дня.

В каждом сообществе, как личность оказывает влияние на коллектив, так и наоборот, коллектив способен оказать большое влияние на каждого сотрудника — подвергнуть прессингу или наоборот, помочь, подсказать, дать совет. 

Психология личности в студенческом коллективе

Обучение в вузе или техникуме, важное время для каждого студента, так как в этот период, происходит социализация человека в обществе. Молодой человек приобретает опыт общения, у него формируются собственные ценности.

Социализация отличается от воспитания, тем, что, при социализации человек, сам выбирает себе идеал, жизненный стиль. Воспитание направлено на формирование человека, воздействуя на него, путем, убеждения, давления, личного примера.

Приходя учиться на первый курс, каждый студент, сначала, относится с недоверием к каждому члену коллектива. Но, со временем, он адаптируется и формирует собственную точку зрения, привыкает к новому сообществу, несмотря на то, что это сообщество очень разноплановое и каждый индивидуум отличается собственными взглядами, имеет индивидуальный характер. В силу специфики, многие студенты, вынуждены жить в общежитии, где, тоже очень важна притирка друг к другу. Задача педагогов помочь студентам, обрести уверенность и понять собственную значимость.

Психология взаимоотношений в коллективе

Каждому человеку, приходиться каждый день ходить на работу. Кто-то ходит с удовольствием, а кто-то как на каторгу. Это зависит от того, какой микроклимат царит в коллективе. На работе, человек, проводит большую часть жизни. Если в коллективе нет взаимопонимания, присутствуют конфликты, склоки, это может отразиться на семейной жизни. Находясь в коллективе, где все уважают друг друга, сотрудник не будет думать о том, чтобы искать новую работу. Очень важна роль руководителя. Умный руководитель, набирая команду, учитывает возраст, пол, профессионализм, характер. Некоторые руководители, даже изучают гороскоп будущего сотрудника. Так как, для достижения производственных задач, все эти факторы очень важны. Выделяя любимчиков, начальник, вредит общему делу, так как остальные, становятся не любимчиками. В этом случае, у него не будет авторитета. Необходимо, в первую очередь, похвалить сотрудника, а потом указать на его недостатки. Очень важно, чтобы слова дошли до сотрудника.

Психология сплочения коллектива

Первое время, любой коллектив, похож на песочную кучу, куда подует ветер, туда, куча и разлетается. Управлять таким коллективом очень сложно.

Меры по сплочению, направлены на то, чтобы удержать всех членов коллектива и создать благоприятный микроклимат в каждой группе сотрудников.

Сплоченность влияет на:

  • удовлетворение личных потребностей;
  • цели всего коллектива, которые должны совпадать с индивидуальными;
  • симпатии и уважение сотрудников друг к другу;
  • комфортную, располагающую рабочую атмосферу;
  • престижность каждой группы и гордость сотрудника, принадлежащего к ней.

Проводя работу, по сплочению коллектива, проводят игры по сплочению. Привлекаются психологи либо менеджер отдела персонала.

Психология климата в коллективе

Понятие климата было заимствовано из географии и метеорологии. Сегодня, оно плотно закрепилось в характеристике коллектива.

Психологический климат — это состояние коллектива, психологическое и эмоциональное. Он отражает настрой всех сотрудников и их удовлетворенность жизнедеятельностью этого коллектива.

Можно выделить два аспекта психологического климата — моральный и социальный. Моральный, характерен, удовлетворенностью сотрудников условиями и результатами труда. Социальный — межличностными отношениями в профессиональном и дружеском плане. Недовольство зарплатой, это моральный аспект, конфликты в коллективе — социальный. Каждый сотрудник, своим отношением к работе, настроением, влияет на коллектив, а коллектив, в свою очередь, влияет на каждого его члена, который может оказать влияние на позитивный настрой.

Малая группа и коллектив психология

Коллектив любой компании или производства, имеет свою структуру, внутри которой есть отделы — бухгалтерия, отдел кадров, отдел планирования, так же отделы, производственной направленности. Все сотрудники взаимодействуют внутри отделов и вне их. К малым группам, можно отнести, сотрудников, между которыми сложились дружеские отношения. В малой группе, человек осваивает нормы поведения, которые, помогают ему, стать полноправным членом команды.Так же формирует профессиональные навыки, получает поддержку, в случае личных проблем. Во всяком коллективе, будь то военный, студенческий, спортивный или любой другой, есть малые группы.

Лидер в коллективе психология

В любом коллективе есть лидер, он может быть формальным и неформальным. Формальный лидер — это руководитель, начальник, которого, назначают на этот пост. Лидер отличается способностью, брать на себя ответственность и интеллектом. Он четко понимает задачи, ставит их перед подчиненными и делает все возможное для достижения цели. Для него не важно, популярны его меры или нет, главное, результат, который будет получен, в случае, его успешного руководства. Умение оказывать влияние на людей силой своего авторитета, отличает неформального лидера. Он не занимает руководящие должности, но способен настроить персонал против администрации. Лидерские качества, обычно, даются человеку от природы, но их можно развить. Существуют предпосылки, которые делают человека лидером:

  • профессиональный опыт работы;
  • кругозор в разных сферах деятельности;
  • умение общаться и завязывать разговор;
  • самоконтроль, уверенность в себе.

Неформальный лидер оказывает большое влияние на коллектив. Это, так, называемый, серый кардинал, который, скрыто, от руководства оказывает влияние на коллектив, как положительное, так и отрицательное.

Советы как вести себя в коллективе

Найти новую работу, это еще полдела, а вот, удержаться на ней, это задача под силу не каждому. Нельзя запретить человеку вести себя так, как, в его представлении, нормально, т.е., сплетничать, ненавидеть, осуждать. Но, можно, максимально ограничить себя от негатива на рабочем месте.

  1. Не показывайте, что вы умнее других. Начальник может заподозрить, что вы хотите его подсидеть.
  2. Запомните имена и должности сотрудников, так же способы общения на «ты» или на «вы».
  3. Наблюдайте за тем, как работают сотрудники. Говорите меньше, слушайте больше.
  4. Больше спрашивайте, просите совета.
  5. Не критикуйте, пока не поймете, кто чего стоит.
  6. Оставайтесь всегда спокойны, не поддавайтесь на провокации
  7. Не рассказывайте о себе много, особенно о своей личной жизни.
  8. Ведите разговор грамотно, не используйте слова-паразиты.

Если вы будете соблюдать, эти советы, влиться в коллектив и в нем адаптироваться, будет намного легче.

Как выживают в коллективе и офисе психология

В наше время конкуренция за каждое рабочее место очень большая, часто, в коллективе, возникают ситуации, когда сотрудника начинают травить и выживать. Этому явлению есть название — моббинг. Во многих странах, такие действия, запрещены законодательством и, даже, созданы общественные организации, которые призваны защищать жертв моббинга. Формы его проявления, могут быть самые разные, начиная от травли сотрудника, всем коллективом, в том, числе, руководством, до травли самого начальника. Причины, возникновения моббинга:

  1. Нездоровый климат в коллективе.
  2. Отсутствие планомерной работы.
  3. Отсутствие возможности карьерного роста.
  4. Родственные связи на работе.
  5. Подсиживание — увольнение, с целью, устроить «своего» человека.
  6. Неприязни личного характера.

Понять, что происходит травля, можно по нескольким признакам — общение с вами, сводят  к нулю, пресекают ваши контакты в деловом плане; обвинения в нарушении трудовой дисциплины (опоздания. задержка на обеде); профессиональные качества ставят под сомнения; присваивают ваши достижения; загружают большим объемом работы. И, наконец, открытая неприязнь, оскорбления. Если, вы, замечаете, что есть все признаки моббинга, действуйте следующим образом:

  • старайтесь выполнять свои обязанности на высоком уровне;
  • не принимайте участия в сплетнях;
  • не одалживайте денег;
  • не говорите о своей личной жизни;
  • не хвастайтесь новыми покупками;
  • не игнорируйте корпоративные мероприятия.

В любом случае, соблюдайте спокойствие и не показывайте, что вы огорчены или раздражены. В некоторых случаях, лучше уволиться. Оставаясь на работе, с целью, во что бы то не стало, удержаться, вы можете стать клиентом невропатолога. Это можно расценить, как пониженная самооценка.

 

Об Авторе

Оставить комментарий