С дробями ученики знакомятся еще в 5 классе. Раньше людей, которые умели производить действия с дробями, считали очень умными. Первой дробью была 1/2, то есть половина, дальше появились 1/3 и т.д. Несколько веков примеры считались слишком сложными. Сейчас же разработаны подробные правила по преобразованию дробей, сложению, умножению и другим действиям. Достаточно немного разобраться в материале, и решение будет даваться легко.
Содержание статьи
- Повторение обычные дроби 6 класс
- Действия с обыкновенными дробями 6 класс
- Сокращенные дроби 6 класс
- Смешанные дроби 6 класс
- Вычисления с дробями 6 класс
- Основные задачи на дроби 6 класс
- Примеры умножения дроби 6 класс с пояснениями
- Сравнение дробей 6 класс
- Примеры с дробями 6 класс для тренировки
- Сложение дробей 6 класс с разными знаменателями
- Решение уравнений с дробями 6 класс
- Многоэтажные дроби 6 класс примеры с пояснениями
Повторение обычные дроби 6 класс
Обыкновенная дробь, которую называют простой дробью, записывается как деление двух чисел: m и n.
m — это делимое, то есть числитель дроби, а делитель n называют знаменателем.
Выделяют правильные дроби (m < n) а также неправильные (m > n).
Правильная дробь меньше единицы (к примеру 5/6 — это значит, что от единицы взято 5 частей; 2/8 — от единицы взято 2 части). Неправильная дробь равна или больше 1 (8/7 — единицей будет 7/7 и плюсом взята еще одна часть).
Так, единица, это когда числитель и знаменатель совпали (3/3, 12/12, 100/100 и другие).
Действия с обыкновенными дробями 6 класс
С простыми дробями можно производить следующие действия:
- Расширять дробь. Если умножить верхнюю и нижнюю часть дроби на какое-либо одинаковое число (только не на ноль), то значение дроби не поменяется (3/5 = 6/10 (просто умножили на 2).
- Сокращение дробей — схоже расширению, но тут делят на какое-либо число.
- Сравнивать. Если у двух дробей числители одинаковыми, то большей окажется дробь с меньшим знаменателем. Если одинаковые знаменатели, то больше будет дробь с наибольшим числителем.
- Выполнять сложение и вычитание. При одинаковых знаменателях это сделать просто (суммируем верхние части, а нижняя не меняется). При разных придется найти общий знаменатель и дополнительные множители.
- Умножить и разделить дроби.
Примеры действий с дробями рассмотрим ниже.
Сокращенные дроби 6 класс
Сократить — значит поделить верхнюю и нижнюю часть дроби на какое-либо одинаковое число.
На рисунке представлены просты примеры сокращения. В первом варианте можно сразу догадаться, что числитель и знаменатель делятся на 2.
На заметку! Если число четное, то оно по-любому делится на 2. Четные числа — это 2, 4, 6…328 (заканчивается на четное) и т. д.
Во втором случае при делении 6 на 18 сразу видно, что числа делятся на 2. Разделив, получаем 3/9. Эта дробь делится еще на 3. Тогда в ответе получается 1/3. Если перемножить оба делителя: 2 на 3, то выйдет 6. Получается, что дробь была разделена на шестерку. Такое постепенное деление называется последовательным сокращением дроби на общие делители.
Кто-то сразу поделит на 6, кому-то понадобится деление частями. Главное, чтобы в конце осталась дробь, которую уже никак не сократить.
Отметим, что если число состоит из цифр, при сложении которых получится число, делящееся на 3, то и первоначальное также можно сократить на 3. Пример: число 341. Складываем цифры: 3 + 4 + 1 = 8 (8 на 3 не делится, значит, число 341 нельзя сократить на 3 без остатка). Другой пример: 264. Складываем: 2 + 6 + 4 = 12 (делится на 3). Получаем: 264 : 3 = 88. Это упростит сокращение больших чисел.
Помимо метода последовательного сокращения дроби на общие делители есть и другие способы.
НОД — это самый большой делитель для числа. Найдя НОД для знаменателя и числителя, можно сразу сократить дробь на нужное число. Поиск осуществляется путем постепенного деления каждого числа. Далее смотрят, какие делители совпадают, если их несколько (как на картинке ниже), то нужно перемножить.
Смешанные дроби 6 класс
Все неправильные дроби можно превратить в смешанные, выделив в них целую часть. Целое число пишется слева.
Часто приходится из неправильной дроби делать смешанное число. Процесс преобразования на примере ниже: 22/4 = 22 делим на 4, получаем 5 целых (5 * 4 = 20). 22 — 20 = 2. Получаем 5 целых и 2/4 (знаменатель не меняется). Поскольку дробь можно сократить, то делим верхнюю и нижнюю часть на 2.
Смешанное число легко превратить в неправильную дробь (это необходимо при делении и умножении дробей). Для этого: целое число умножим на нижнюю часть дроби и прибавим к этому числитель. Готово. Знаменатель не меняется.
Вычисления с дробями 6 класс
Смешанные числа можно складывать. Если знаменатели одинаковые, то сделать это просто: складываем целые части и числители, знаменатель остается на месте.
При сложении чисел с разными знаменателями процесс сложнее. Сначала приводим числа к одному самому маленькому знаменателю (НОЗ).
В примере ниже для чисел 9 и 6 знаменателем будет 18. После этого нужны дополнительные множители. Чтобы их найти, следует 18 разделить на 9, так находится дополнительное число — 2. Его умножаем на числитель 4 получилась дробь 8/18). То же самое делают и со второй дробью. Преобразованные дроби уже складываем (целые числа и числители отдельно, знаменатель не меняем). В примере ответ пришлось преобразовать в правильную дробь (изначально числитель оказался больше знаменателя).
Обратите внимание, что при разности дробей алгоритм действий такой же.
При умножении дробей важно поместить обе под одну черту. Если число смешанное, то превращаем его в простую дробь. Далее умножаем верхнюю и нижнюю части и записываем ответ. Если видно, что дроби можно сократить, то сокращаем сразу.
В указанном примере сокращать ничего не пришлось, просто записали ответ и выделили целую часть.
В этом примере пришлось сократить числа под одной чертой. Хотя сокращать можно и готовый ответ.
При делении алгоритм почти такой же. Сначала превращаем смешанную дробь в неправильную, затем записываем числа под одной чертой, заменив деление умножением. Не забываем верхнюю и нижнюю часть второй дроби поменять местами (это правило деления дробей).
При необходимости сокращаем числа (в примере ниже сократили на пятерку и двойку). Неправильную дробь преобразуем, выделив целую часть.
Основные задачи на дроби 6 класс
На видео показано еще несколько задач. Для наглядности использованы графические изображения решений, которые помогут наглядно представить дроби.
Примеры умножения дроби 6 класс с пояснениями
Перемножающиеся дроби записываются под одной линией. После этого их сокращают путем деления на одни и те же числа (например, 15 в знаменателе и 5 в числителе можно разделить на пятерку).
Сравнение дробей 6 класс
Чтобы сравнить дроби, нужно запомнить два простых правила.
Правило 1. Если знаменатели разные
Правило 2. Когда знаменатели одинаковые
Например, сравним дроби 7/12 и 2/3.
- Смотрим на знаменатели, они не совпадают. Значит нужно найти общий.
- Для дробей общим знаменателем будет 12.
- Делим 12 сначала на нижнюю часть первой дроби: 12 : 12 = 1 (это доп. множитель для 1-й дроби).
- Теперь 12 делим на 3, получаем 4 — доп. множитель 2-й дроби.
- Умножаем полученные цифры на числители, чтобы преобразовать дроби: 1 х 7 = 7 (первая дробь: 7/12); 4 х 2 = 8 (вторая дробь: 8/12).
- Теперь можем сравнивать: 7/12 и 8/12. Получилось: 7/12 < 8/12.
Чтобы представлять дроби лучше, можно для наглядности использовать рисунки, где предмет делится на части (к примеру, торт). Если требуется сравнить 4/7 и 2/3, то в первом случае торт делят на 7 частей и выбирают 4 из них. Во втором — делят на 3 части и берут 2. Невооруженным взглядом будет понятно, что 2/3 будет больше 4/7.
Примеры с дробями 6 класс для тренировки
В качестве тренировки можно выполнить следующие задания.
- Сравнить дроби
- выполнить умножение
- сложить или вычесть
Сложение дробей 6 класс с разными знаменателями
Совет: если сложно найти наименьший общий знаменатель у дробей (особенно, если значения их небольшие), то можно перемножить знаменатель первой и второй дроби. Пример: 2/8 и 5/9. Найти их знаменатель просто: 8 умножаем на 9, получится 72.
Решение уравнений с дробями 6 класс
В решении уравнений требуется вспомнить действия с дробями: умножение, деление, вычитание и сложение. Если неизвестен один из множителей, то произведение (итог) делится на известный множитель, то есть дроби перемножаются (вторая переворачивается).
Если неизвестно делимое, то знаменатель умножается на делитель, а для поиска делителя нужно делимое разделить на частное.
Представим простые примеры решения уравнений:
Здесь требуется лишь произвести разность дробей, не приводя к общему знаменателю.
На видео представлено решение более сложных уравнений.
Многоэтажные дроби 6 класс примеры с пояснениями
Многоэтажной дробью называют дробь, записанную в несколько строк. Пример решения многоэтажной дроби:
Как решали пример способом 1:
- Убрали двухэтажную дробь, чтобы пример выглядел проще. Деление записали в виде двоеточия.
- Деление на 1/2 заменили умножением на 2 (перевернули дробь).
- Складывая 1/2 и 3/4, пришли к общему знаменателю 4. При этом для первой дроби понадобился дополнительный множитель 2, из 1/2 вышло 2/4.
- Сложили 2/4 и 3/4 — получили 5/4.
- Не забыли про умножение 5/4 на 2. Путем сокращения 2 и 4 получили 5/2 или 2 целых и 1/2
Ответ получился в виде неправильной дроби. Ее можно преобразовать в 2 целых и 1/2.
Во втором способе числитель и знаменатель умножили на 4, чтобы сократить нижнюю часть, а не переворачивать знаменатель.
4 комментария
Отличная статья, ставлю пятерку.
Имея высшее техническое образование и помогая внучке в шестом классе я с удовольствием узнал, что внучка и без меня хорошо в дробях разбирается, а я уже и подзабыл НОК. Спасибо.
Спасибо за оценку!
Как у вас в последнем примере из 5/2 получилось 1 целая 3/5? Будет же 2 целых 1/2
большое спасибо, примите наши извинения за досадную ошибку