Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания подрастающего поколения и становления гармонично развитой личности. Именно поэтому новая образовательная система в Российской Федерации ориентирована на воспитание достойного гражданина и патриота с раннего возраста.
Содержание статьи
Занятия, посвященные патриотической тематике, входят в число обязательных как в частных, так и в государственных детских дошкольных учреждениях. О главных целях и задачах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольников расскажем в статье.
Главная цель патриотического воспитания детей в ДОУ
Основная цель нравственно-патриотического воспитания в детских образовательных учреждениях всех типов — формирование и развитие у детей патриотических чувств: любви к своей стране, родному краю, их природным богатствам, культуре, истории, моральным ценностям, национальным и семейным традициям, людям. В процессе взросления и накопления знаний о Родине, жизни общества, природе и труде людей эти чувства формируются у подрастающих детей ступень за ступенью.
Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ
Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:
- Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
- Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
- Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
- Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
- Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
- Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
- Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
- Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
- Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
- Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
- Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
- Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
- Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.
Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.
Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.
Патриотический уголок в детском саду, краткое описание
Хорошее подспорье для комплексной реализации задач нравственно-патриотического воспитания в детском саду — красочный, информативный, привлекающий внимание детей патриотический уголок в группе. Его можно оформить, а затем обновлять и дополнять новыми материалами совместно с дошкольниками и их родителями. Согласно ФГОС, патриотический уголок в дошкольном учреждении должен включать шесть разделов.
Основные тематические блоки патриотического уголка в детском саду:
- «Государство» — центральный блок патриотического уголка. Здесь на видном месте размещают: фотопортрет Президента, изображения Государственного герба, Государственного флага, текст Государственного гимна, географическую карту страны.
- «Родной край». Иллюстрации природного и растительного мира России и местности, в которой проживают дети. Символика родного края. Карты местности. Фото знаменитых соотечественников, героев Великой Отечественной войны. Тематические папки, знакомящие воспитанников с достижениями и славной историей родного края.
- «Семейные традиции». Фото, детские рисунки и аппликации, посвященные теме семьи, работе родителей, совместным семейным путешествиям, традициям и праздникам. Генеалогические древа семей, изображенные детьми.
- «Народное творчество и культура». Куклы в национальных костюмах. Макеты крестьянских изб. Предметы старинного быта. Образцы народного творчества: художественной росписи, вышивки, гончарного искусства и других народных ремесел. Альбомы с фото и репродукциями.
- «Малая родина». Фото, открытки, плакаты с изображением улиц родного города / поселка / деревни, детского сада. Географическая карта населенного пункта, в котором живут воспитанники. Рисунки на тему труда, красоты родной природы, городских праздников, значимых для родного края событий. Портреты земляков, прославивших малую родину.
- «Литература». Художественные произведения, брошюры, папки с наглядными материалами нравственно-патриотической тематики.
Варианты оформления патриотических уголков в ДОУ:
Темы по патриотическому воспитанию детей
- «Наша Родина — Россия».
- «Я люблю тебя, Россия! День России».
- «Что значит — любить свою Родину».
- «Флаг и герб — государственные символы России».
- «Край любимый, край родной!»
- «Наши знаменитые земляки».
- «Достопримечательности нашего города».
- «Рассказываем о своей семье».
- «Почему мы гордимся своим поселком?»
- «Быт и народные ремесла в Древней Руси».
Конспект занятий по патриотическому воспитанию:
младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа