Детям раннего возраста необходимы комбинированные игры, которые помогут им развиваться. Подвижные игры будут способствовать хорошей физической активности, сюжетные и ролевые обучат правильному поведению и логичным действиям, сенсорные и познавательные будут развивать логику и восприятие ребенка.
Содержание статьи
Подвижные игры для детей раннего дошкольного возраста
- Лохматый пес. Воспитатель сажает игрушечную собаку в беседку или любое другое место. Детям объясняет, что собака спит, предлагает попробовать ее разбудить. Далее читает стихотворение, медленно подкрадываясь к собачке и жестом зазывая детей за собой. Дети крадутся к собаке, просят: «Собачка, играй с нами!». Пес просыпается и начинает лаять. Ребята убегают от нее в разные стороны. Повторить игру нужно около трех раз.
- Дождь и птички. Воспитатель раздает детям картонные изображения или небольшие эмблемы птиц, рассказывает, у кого какая. Объясняет ребятам, что они должны слушать воспитателя и выполнять соответствующие действия. Воспитатель произносит: «Наши птицы летают» (дети машут руками и бегают по площадке), «зернышки клюют» (присаживаются, имитируют кормление), «улетают». «Налетел холодный сильный ветер, завыл» (дети воют), «Закапал дождик» (дети произносят «Тук! Тук!), «Птички улетели прятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Кто под листик, кто под кустик, кто под крышу» (дошколята должны присесть). «Дождь прошел и птички полетели дальше по своим делам и заботам, при этом напевая песни» (дети машут руками и имитируют пение птиц, которых знают). Можно продолжить игру, повторяя заново или усложнить, добавив в нее появление автомобиля или собачки, от которых птицы будут улетать.
- Едем в лес. Воспитатель, сам или с детьми, украшает поляну цветами из бумаги, возле деревьев ставит игрушечные грибы, натягивает два шнура на площадке, которые будут имитировать мост через реку. Ребята становятся друг за другом, имитируя вагоны, воспитатель идет впереди, изображает паровоз: «Ту-ту!», дети повторяют. Несколько минут следует походить, потом паровоз останавливается: «Ш-ш-ш!». Воспитатель интересуется: «Куда мы приехали?», ребята отвечают, что на поляну, где растут цветы. Дети собирают цветы на поляне в корзинки. Паровоз издает гудок и движется далее. Едет через мостик в лес, там дети собирают грибы, прячутся за деревьями. Паровоз зовет ребят, они становятся в колонну и едут домой.
Сюжетные игры для детей раннего дошкольного возраста
Готовим пирожки
Воспитатель приносит коробку, снимает крышку. Рассказывает, что у нее там тесто и она будет пирожки месить. Имитирует замес теста. Интересуется у детей, кто с какой начинкой любит, раздает детям тесто и просит помочь. Показывает, как нужно правильно лепить, дети имитируют лепку. Потом воспитатель интересуется, где пирожки будут выпекаться и на что их положить. Кто-то из детей должен догадаться, что можно выложить на крышку из-под коробки пирожки и поставить в игрушечную печку. Дети отдают свои пирожки воспитателю и произносят, с какой начинкой у них выпечка. Воспитатель отмечает, что осталось еще много места, нужно еще пирогов приготовить. Просит одного ребенка замесить тесто, второго – лепить, третьего – складывать на противень. Теперь следует поместить их в духовку. Рассказывает, что ее сначала нужно включить, потом поставить противень. Пироги поставлены, а рукам нужно отдохнуть. Проводится физкультминутка «Кукушка». Теперь необходимо проверить пирожки. Дети принюхиваются, как ароматно пахнет из духовки. Воспитатель просит кого-то из ребят проверить, румяные ли пироги, вынимает из духовки и угощает детей, переспрашивая, у кого какая начинка. Просит ребят понарошку поесть пирожки (если нужно – рассказать, как кушать понарошку). Оставшиеся пирожки воспитатель раздает воспитанникам, просит покормить игрушки.
Огород
Дети приходят на огород, на полу расположены овощи. Воспитатель интересуется у ребят, что растет на огороде, для чего сажают овощи, что необходимо делать, чтобы они хорошо росли . Затем просит ребят помочь полить огород, но делать это нужно внимательно. Первый ребенок берет лейку, становится в центр круга. Дети вокруг водят хоровод и произносят:
Дети останавливаются, называют несколько предметов, которые можно и нельзя поливать. Например, огурец, лопатка, телефон, помидор. Воспитанник с лейкой должен ответит поливает он этот предмет или нет. Игра продолжается, пока каждый участник не побывает с лейкой. Потом воспитатель предлагает собрать урожай, загадывает загадки на огородную тематику, а дети ищут отгадки на огороде (положить картонные или пластмассовые овощи) и приносят на стол.
У врача
К воспитанникам сада в гости приходит Айболит. Воспитатель интересуется, знают ли дети, кто это? Чем занимаются доктора? Интересуется о причине прихода врача. Тот отвечает, что пришел лечить куклу Дашу, но не может найти свой чемодан. Дети, преодолевая препятствия, находят чемодан и садятся на стулья. Воспитатель предлагает Айболиту отдохнуть, надевает на голову белую шапочку и говорит, что полечит куклу сама. Вынимает градусник. Завлекает в игру ребят, интересуясь, что у нее в руке.
Дети отвечают на вопросы:
- Чем измеряем температуру? (градусником)
- Чем горлышко проверяем? (шпателем)
- Чем слушают сердце? (трубочкой)
Показывает, куда вставлять градусник, как слушать игрушку, произносит «дышите – не дышите». Далее дает кукле Даше таблетку и воду, потом укладывает в кровать поспать. Воспитатель предлагает на время превратиться ребятам в пациентов и докторов. Часть становится докторами, одевают шапочки. Остальные дети берут игрушки, эти игрушки приходят с жалобами к врачам (прищемил палец, болят зубы, ранка на коленке). Врачи осматривают пациентов, меряют температуру, накладывают пластыри и т.д. Потом доктора и пациенты меняются местами. Воспитатель напоминает выздоровевшим пациентам поблагодарить врачей.
Сенсорные игры для детей раннего дошкольного возраста
- Волшебный мешок. В мешочек складываются предметы разной формы. Цель ребенка – на ощупь определить какой формы предмет.
- Банты для кукол. В коробке лежат ленты различной длины, отличающиеся еще по цвету. Цель игры – нарядить кукол. Большой кукле повязать большой бантик, маленькой – соответствующий. Для маленькой куклы в желтом платье выбираем маленькую желтую ленту, большой кукле в синем платье – большую.
- Разноцветные цветы. Материал – разноцветные круги и прищепки. Каждому ребенку выдается круг из картона разного цвета. Нужно подобрать к нему прищепки такого же цвета и прикрепить по кругу, как лепестки.
Познавательные игры для детей раннего дошкольного возраста
- Листопад. Соберите с деревьев листья, которые легко угадать по контуру (клен, береза, дуб). Обрисуйте на бумаге границы листьев. Пусть ребенок отгадает какой контур принадлежит определенному листочку, не прикладывая к очертанию оригинал.
- Лишние предметы. Подготовьте карточки с разнообразными предметами на них, желательно чтобы это были карточки с категориями одежда, еда, посуда и проч. Разложите перед малышом четыре картинки, три из них из определенной категории и одну лишнюю, например, кофта, шапка, платье, брюки, растение. Пусть ребенок отгадает лишнее и объяснит свой выбор.
- Успей дотронуться. Пока воспитатель считает до пяти, дети должны успеть дотронуться до определенного предмета. Например, мягкого, зеленого, холодного и т.д.
Ролевые игры для детей раннего дошкольного возраста
- Кукла празднует День Рождения. Воспитатель говорит воспитанникам, что сегодня у куклы Алины День Рождения. Она позвала ребят в гости. Сначала нужно дать задание ребятам собрать комплекты подарков для куклы. Потом именинница просит детей помочь накрыть ей на стол. Нужно поставить игрушечную посуду на стол, разложить салфетки. Воспитатель подсказывает детям, как правильно сервировать стол. Затем ребята преподносят имениннице подарки и садятся за стол пить чай со сладостями.
- Постановка сказки. Любую прочитанную детьми сказку воспитатель предлагает превратить в спектакль с настоящими актерами. Например, дети хотят участвовать в сказке «Репка». Каждому ребенку раздается роль, воспитатель показывает на своем примере, как нужно подражать персонажам. Далее детям выдается простой инвентарь (бабке – платок, деду – палка, Жучке – хвостик). Дети легко втягиваются в постановку, зная наперед сюжет.
- Стройка. Для этой ролевой игры понадобятся игрушечные машинки, кран, кубики для стройки. Воспитатель предлагает детям разгадать загадку. Потом предлагает ребятам построить просторный дом для игрушек. Для начала просит детей вспомнить, какие профессии существуют на стройке, помогает им, показывая карточки с профессиями и рассказывая об обязанностях работников. Воспитанники договариваются о постройке, между ними распределяются должности. Одни будут строителями, они строят дом. Другие станут водителями и будут подвозить на площадку строительный материал при помощи грузовиков. Третьи работают на кране. Воспитатель обращает внимание детей на то, что дом строится слаженнее и быстрее, если у всех работников хорошие взаимоотношения, никто не ссорится и не ленится. Когда дом построен, можно заселить в него игрушки.
Помните, что всего хорошего в меру. Не стоит перегружать ребенка играми в течение дня и заставлять малыша играть вопреки его желанию. При помощи игр ребенку легко объяснить или показать определенную ситуацию и быстрее донести ее до понимания. Используйте игры во благо и учите ребенка необходимым навыкам.