Прикасаясь к предметам дети не только познают мир, но и укрепляют собственное телесное осознание. Благодаря контакту с физическими объектами они также учатся исследовать и ценить окружающую их среду.
Давайте разберем с тактильным зрительным и двигательным восприятием детей.
Содержание статьи
Тактильность что это такое простыми словами
Младенцы в первые годы жизни испытывают контакт с другими людьми и предметами. Важно различать активное и пассивное прикосновение. В первом случае ребенок активно через кожу изучает предметы, во втором — изучение происходит само по себе.
Тактильное восприятие — это все активные прикосновения, которые включают в себя все аспекты сознательного прикосновения руками. Тактильные раздражители, такие как прикосновение, давление, температура и боль, возникают пассивно — через рецепторы на нашей коже.
Поощрение тактильных ощущений очень важно для развития ребенка. Таким образом, дети лучше узнают свое тело, понимают, какие предметы слишком горячие или слишком холодные. Такое восприятие положительно влияет на осознание тела и подвижность. Дети со слабым «осязательным» опытом часто имеют проблемы с правильным удерживанием ручки или выполнением дифференцированных движений при письме.
Тактильное восприятие можно развивать терапевтически, например, с помощью трудотерапии. Часто тактильное ощущение развивают через плавание, лепку, макраме, игру в бильярд или брызгание пеной. Прогулка на природе также предлагает изучение множества предметов, которые имеют разную поверхность. Можно пощупать траву, песок, листья и деревья.
Зрительно тактильное восприятие: детские игры развитие детей
Зрительно тактильное восприятие – это дальнейшая обработка информации, которая поступает через глаза и кожу. Оптические стимулы, полученные глазами, обрабатываются мозгом, сравниваются с воспоминаниями и сохраняются. Это важно, например, для распознавания или различения объектов. Зрительное восприятие также принципиально важно для чтения и письма. До семи лет дети учатся преимущественно через подражание, игру и через руки. Они любят не только смотреть на вещи глазами, но и чувствовать их руками.
Зрительное восприятие важно для соответствующей возрасту артикуляции, потому что дети также воспринимают язык визуально. Слепые дети не могут визуально схватывать многие предметы в окружающей среде и определить правильное положение рта.
Родители могут способствовать зрительному восприятию языка у детей с помощью простых советов:
- Смотреть на ребенка при разговоре. Дети не только слышат слово и звук, но и видят изображение рта, сопровождающего этот звук.
- Сочетать язык с жестами. Показать ребенку предмет, о котором идет речь. Таким образом он свяжет слово с соответствующим предметом.
- Сопровождать свои действия рассказом. Например, убирая грязь с пола, рассказывать ребенку, чем занимаетесь.
Скульптор
Дети формируют команды из двух человек: один может видеть и принимает определенное положение тела. Другому ребенку завязывают глаза. Его задача — определить положение и самостоятельно повторить его, не снимая повязки.
Детектив
Дети принимают любые позы, а один игрок выполняет определенное задание. Детектив получает описание подозрительной скульптуры, согласно которому он должен вычислить подозрительную скульптуру.
Следопыты
Отметьте маршрут тактильными материалами. Участники с завязанными глазами должны дойти до конца маршрута. Например, собрать лесные грибы в корзину.
Определи расстояние
Для игры требуются гелевые шары. Для подстраховки их берут «на поводок» на длинный шнур и завязывают на руке узлом. Игрок, сидя с закрытыми глазами, отпускает шар и открывает глаза тогда, когда он достигнет определенной высоты (например, до потолка или до перекладины).
Попади в цель
Участники, стоя у стены, пытаются попасть в цель теннисным мячом с близкого расстояния, а затем проделают то же самое с завязанными глазами.
Восприятие зрительное слуховое тактильное: игры для развития слуха детей
Слуховое или акустическое восприятие использует слух, чтобы вызвать поглощение информации. Основное внимание уделяется шумам, тонам, словам, звукам, звукам и ритмам. Расстояние влияет на аспект слухового восприятия. Такое восприятие более чувствительно, точнее и мощнее, чем зрительное. Слова обрабатываются намного быстрее, чем изображения. За то же время, что изображение может быть обработано мозгом, может быть обработано около 6-8 слов. Слух напрямую связан с настроением. Музыкальное произведение может вызвать слезы, а приятные слова — успокоить.
Для развития слуха важно разговаривать с детьми. Попросите детей рассказать о своих впечатлениях на выходных или о своих планах на вторую половину дня. Можно практиковать чтение рассказов или совместное пение. Слуховое восприятие тренируется слушанием.
Где я?
Дети ищут друг друга в затемненной комнате по крику. Каждый ребенок может придумать свой личный звук и таким образом привлекает к себе внимание.
Распознавание предметов
Дети слушают звуки предметов и определяют, что или кто этот звук издает.
Прогулка по лесу
Участники рассредоточиваются на полянке в лесу и пытаются запомнить звуки, которые слышат. Затем в группе обмениваются информацией о том, что именно они услышали. Можно также изобразить на плакате все, что было слышно в лесу.
Угадай инструмент
В корзинке собраны инструменты. Ребята по звуку должны вытянуть нужный инструмент.
Волшебные часы
В кармашки циферблата вставлены картинки птиц или животных. Задача игроков — произнести звуки, характеризующие животное.
Тактильно двигательное восприятие: тактильные игры для детей
Ощущение положения ребенок ощущает через движение мышц, сухожилий и суставов внутри тела. Такое восприятие имеет большое значение для обучения речи. Ведь сосанием, глотанием и жеванием дети тренируют координацию мышц рта, необходимых для речевых движений.
Кинестетическое восприятие гарантирует, что ребенок:
- знает, где находится каждая часть тела, не глядя. Например, он имеет представление о нахождении языка в полости рта и его использовании при разговоре.
- может оценить, какая мышечная сила требуется, чтобы говорить или правильно произносить буквы.
- понимает и выполняет фразу «Встать одной ногой на бревно» или сказать: «Я стою на одной ноге на бревне».
Опиши себя
Игра, требующая от ребенка описания частей тела. Например, стать на цыпочки и поднять руки высоко над головой, взять в руку мяч и бросить его в цель и т.п.
Зимняя аппликация
Ребята получают лист синего картона, вату и клей. Их задача – с помощью подручных средств изобразить снегопад. Они должны самостоятельно определить величину ватных комков для тучи, снежинок и сугробов.
Откуда вода
Перед ребенком разложены картинки: на одной изображен чайник на плите, на другой — замерзшая зимой река. Детям нужно определить откуда взята вода в тазу. Для этого они должны сопоставить температуру налитой воды и картинку.
Пощупай и слепи
Дети на ощупь определяют предмет, а затем лепят его из пластилина. Для этого им необходимо сжать, погладить и размять материал.
Юные художники
На поднос насыпают манную крупу или сахар. Ребята с помощью пальцев создают картины. Для облегчения задания к бортам можно прикрепить шаблоны рисунков.
Тактильное восприятие игры: развивающие игры с предметами
игры с домашними предметами
- Поставьте в комнате большую коробку, она должна быть достаточно большой, чтобы ребенок мог в ней свободно сидеть. Коробку заполните различными материалами, такими как горох, каштаны или желуди. Пусть он самостоятельно исследует коробку и ее содержимое.
- Тактильные ощущения также играют важную роль при приеме пищи. Например, все, что слишком горячее, нужно выплюнуть, прежде чем обжечь язык. Консистенция пищи в первую очередь ощущается во рту, но маленькие дети также проверяют, съедобно ли что-то или нет, прикасаясь к нему. Испеките вместе куличи — пусть ребенок замесит тесто или посыплет верх кулича присыпкой. Попробует готовое изделие и ощутит разность температур.
- Вместе с ребенком сложите белье в корзину, желательно из разных тканей: шелка, шерсти, синтетики и хлопка. Пусть малыш пощупает руками структуру материала и отложит схожее по структуре белье.
- Тактильная дощечка станет хорошим подспорьем для развития восприятия. На картоне, обтянутом тканью, крепят разные фактуры, например, пряжу, «колокольчики» из льняных нитей, фетр и т.п.
- Черепаха-игрушка из разноцветных лоскутков с пуговицами разных форм, счетными костяшками, ремнями и пряжками поможет не только занять ребенка, но и провести время с пользой.
развивающие игры для детей в детском саду
Развивающие игры помогают тренировать у детей осязание и обострять их восприятие.
Опиши свои ощущения
Ткань — популярный инструмент для различных коммуникативных игр. Несколько детей садятся или ложатся под большой тканью. Затем игроки, держащие ткань, создают сквозняк, двигая тканью вверх и вниз. Дети под тканью могут почувствовать ветерок на своей коже и описать это ощущение другим.
Угадайка
Летом дети предпочитают бегать на улице босиком. На босых дорожках чувствуется разная почва. Можно несколько ящиков заполнить разными материалами. Затем дети могут бегать от ящика к ящику и ощупывать землю ногами. С закрытыми глазами упражнение превращается в увлекательную игру в угадайку.
Передай букву
Дети садятся на стулья таким образом, чтобы получился круг. Их лица должны смотреть в спину соседу. Таким образом образуется цепочка. Первый участник рисует рукой букву на спине следующего игрока, тот передает сообщение дальше. В конце проверяют полученное сообщение.
Найди пару
Дети вытягивают из коробки карточки с изображениями животных или рыб. Изучают их и объединяются в пары согласно полученных картинок.
Собери игрушку
Перед ребятами стоит игрушка без нескольких деталей, например, машина без колес и руля. В мешке или коробке подготовлены нужные и ненужные детали. Ребята должны самостоятельно выбрать недостающие части машины.
развивающие игры с песком
Песок — самый популярный детский ресурс познавательного и игрового процесса. Для того чтобы дети могли ближе познакомиться с различными свойствами материала, существует большой выбор игрушек и вспомогательных средств для родителей.
Собери сокровища
В песочнице необходимо спрятать мелкие игрушки. Игроки должны отыскать сокровища и собрать их в сундучок.
Песочный трек
В песке можно построить отличные дороги для игрушечных машинок. С помощью воды материал станет рыхлым и устойчивым. Трек можно сделать с наклоном, чтобы машинки съезжали самостоятельно. Дети могут работать в команде.
Лепка фигур из песка
Занятия с кинетическим песком помогут развить важные навыки у малышей. Такой материал не рассыпается, как обычный песок, и практически не загрязняет поверхности. Его можно купить в магазине или сделать самим (в таком случае интерес к необычному материалу будет еще сильнее). Играть с песком можно в любую погоду. Его можно лепить, месить и строить из него волшебные замки, а также вырезать разнообразные фигуры.
Необычные крестики-нолики
Соберите 5 ракушек и 5 камешков (или что-то подобное). Нарисуйте сетку 3×3 на плоской поверхности. 2 игрока по очереди размещают свои символы (ракушки или камни) на пустом месте. Выигрывает тот, кто первым заполнит три символа в ряд, столбец или по диагонали.
Песочные шедевры
Рисовать можно на мокром или сухом песке палочками, ручками и даже ногами.
игры с природным материалом
Хоровод природных красок
Материал: ручки, лист бумаги
На листе рисуют один под другим маленькие кружочки следующих цветов: синий, коричневый, желтый, зеленый, фиолетовый, красный, черный и белый.
Детям перед прогулкой выдают лист. Задача состоит в том, чтобы они нашли эти цвета в природе, например, синий цветок или зеленый лист. Затем объект нужно обвести на бумаге.
Дальний бросок
Материал: сосновые шишки
На земле чертят стартовую линию, от которой дети должны как можно дальше отбросить шишку.
Природная викторина
Игроки выстраиваются в линию в семи метрах от ведущего. Учитель говорит о свойствах природы, например, «Наперстянка ядовитая», «Это дерево — дуб», «В этом лесу живет заяц», «Листья каштана размером с лесной орех» или «Земляника растет на соснах». Дети должны подумать и подтвердить или опровергнуть слова ведущего. Если ответ неверный, они стоят на месте, а если правильный – делают шаг вперед.
Сортировщик
Перед участниками ставят две коробки. Рядом лежат листья разных размеров. Задача ребят – отсортировать листья по коробкам согласно размера (большие отправить в большую, мелкие — в маленькую коробку).
Самодельная игрушка
Игрокам необходимо из подготовленных природных материалов сделать игрушку. Кто или что это может быть, все зависит от фантазии ребенка.
Тактильное восприятие является важной частью общего восприятия детей. Не забывайте тренировать это важное чувство.