Очень часто родители задаются вопросом, с какого возраста лучше всего начинать учить ребенка считать. Ведь маленький ребенок не обладает достаточным вниманием и памятью, да и делает лишь то, что ему интересно. Все очень просто. Существует множество игровых методик, с помощью которых можно увлечь и заинтересовать кроху. В этой статье мы представим вам некоторые из них.
Содержание статьи
С какого возраста учить считать?
Мозг ребенка похож на губку, которая способна впитывать в себя огромное количество информации.
С самого рождения наши дети активно развиваются, познавая каждый день что-нибудь новое и неизведанное. Активнее всего мозговое развитие ребенка происходит в раннем возрасте, до шести лет, поэтому обучение желательно начинать до поступления в школу.
Развивающие игры на счет для детей, примеры игр по возрастам:
У каждого возраста свои особенности, поэтому в мире существует множество развивающих игр, направленных на занятия с ребенком соответственной возрастной категории. Ведь в каждом периоде развития малыш открывает в себе все новые и новые возможности для запоминания, обработки и хранения информации.
до 1 года
Да-да, и не удивляйтесь. Даже в таком раннем возрасте кроху можно начинать знакомить с цифрами. Конечно, для него это будет абсолютно неосознанное знакомство, но на подсознательном уровне зрительная память «отложит» нужную информацию до того времени, когда ребенок сможет ею уверенно пользоваться.
Пусть в окружении ребенка регулярно встречаются цифры: во время игр, купания, и даже во время приема пищи. Желательно, чтобы цифры были крупные, сделаны из мягкого материала ярких цветов. Пусть малыш играет ими, трогает, пробует «на зуб». Хорошо если бы циферки имели магнитную основу с тыльной стороны. Играя в такие игрушки, ребенок невольно запомнит форму цифр и начнет узнавать их в «лицо». А если еще и ненавязчиво называть ему цифру, когда она оказывается в него в ручке — постепенно запомнит и их название.
Частые совместные игры помогут ребенку воспринимать занятия с мамой как приятное и веселое времяпровождение. Он будет охотнее заниматься, если все будет походить в спокойной и радостной игровой атмосфере. Чаще пойте песенки и читайте стихи-считалки.
до 2 лет
В возрасте до двух лет ребенка можно знакомить с такими понятиями ка «много» и «мало», «большой» и «маленький». Все можно показать на примере игрушек или пальчиков на руках.
Возьмите в руки два мячика, один большой, другой маленький. Показывайте и давайте их малышу по очереди, называя при этом размер мячей — важно, чтобы ребенок чувствовал предметы в своих ручках.
Постепенно задания нужно усложнять: этот домик маленький, одноэтажный, в нем живет один зайка, а этот домик большой, двухэтажный, в нем живет целое заячье семейство, их много.
до 3 лет
В этом возрасте мозг ребенка готов к сравнению. Можно сравнивать любые предметы: по цвету, форме, материалу, размеру, весу.
Игра 1. Возьмите два одинаковых кубика разного цвета. Объясните малышу, чем они отличаются друг от друга. Этот кубик красный, а этот — зеленый, они отличаются друг от друга по цвету.
Игра 2. Положите перед ребенком два предмета, изготовленных из разного сырья, например из пластика и дерева. Пусть по очереди берет их в ручки, рассматривает, чувствует структуру материала, говорит чем они отличаются. Подобным образом ищите сходства и отличия предметов и по другим признакам.
Игра 3. Познакомьте малыша с понятиями «легкий», «тяжелый». Во время прогулки дайте ему подержать небольшой камушек, а потом птичье перышко. Скажите, что камень тяжелый, а перышко легкое. Затем одновременно положите эти предметы на ладошки ребенку и пусть он «взвесит» их. Спросите, что легче, а что тяжелее?
В то же время продолжайте закреплять уже полученные знания, периодически возвращаясь к понятиям большой-маленький, много-мало и немного усложнять, убирая и добавляя предметы. Попробуйте считать их. Варьируйте разными ситуациями, но не утомляйте малыша. Играть нужно не долго, пока у ребенка есть интерес.
до 4 лет
Начиная с трех-четырех лет у ребенка обостряется визуальное восприятие, он учится соединять понятие числа с количеством предметов. Желательно приобрести яркие, цветные карточки, на которых будут нарисованы числа и соответствующее им число предметов. Например, картинка с цифрой 5 и нарисовано 5 яблок. Убрав все предметы, скажите, что это ноль, то есть — ничего.
Учите малыша считать на пальчиках или палочках до десяти, а также одновременно запоминать как выглядит каждая цифра. Чтобы ребенку было легче запомнить, проводите ассоциации, например — единичка похожа на палочку, цифра два — на лебедя, три — на змейку и так далее.
до 5 лет
Объясняйте ребенку значение числа в количественном соотношении. Например, показывая цифру 5, говорите, что она состоит из пяти единиц, шесть — из шести и так далее. В этом возрасте малыш способен понять какое место у каждой цифры в цифровом ряду.
Игра «Близкие соседи». Возьмите любую цифру, к примеру 6. Спросите у малыша, кто соседствует с шестерочкой и попросите поставить нужные цифры впереди и позади нее. Для этого понадобится числовой ряд, который можно изготовить самостоятельно, а можно купить в любом детском магазине.
«Запрещённое число». Назовите любое число до десяти, а ребенок пусть покажет его на пальчиках. Предварительно выберете «запрещенное» число, которое показывать нельзя. В процессе игры, когда вы называете «запрещенное» число, ребенок должен хлопнуть в ладоши соответствующее количество раз. К примеру, если «запрещенное» число 3 — малыш хлопает три раза. Игра вырабатывает понимание соотношения названия числа и его количества, параллельно закрепляя навыки счета.
Игра «Гномики в домике»
Вам потребуется простая коробочка, которая будет играть роль домика и два маленьких кубика. Сперва поставьте в «домик» один кубик и скажите, что гномик в домике. Затем спросите у ребенка, сколько будет гномиков, ели в домик придет еще один? Если ребенок не знает, что ответить , то поставьте второй кубик рядом с домиком на стол. Пусть малыш их сосчитает и если скажет, что гномиков будет два, поставьте второй кубик в коробочку. Затем спросите, сколько останется гномиков, если один уйдет. В этот раз, наверняка, ребенок сразу ответит, что гномик останется один. Постепенно добавляйте количество гномиков.
Следующим этапом будет усложнение игры. Сделайте для домика крышу, накрыв коробочку сверху и повторите простые манипуляции с «гномиками». Пусть ребенок говорит свои ответы не глядя, но после правильного ответа разрешайте ему посмотреть под крышу и убедиться в своей правоте. Не нарушайте последовательность действий, всегда убирайте именно последний кубик.
до 6 лет
Ребенку пришло время научиться производить простые математические действия. Сначала познакомьте его со знаками «плюс» и «минус». Потом разыграйте действия на примере игрушек или предметов. Положите в тарелку семь конфет, затем возьмите оттуда три конфеты. Пусть малыш сам сосчитает сколько конфет осталось на тарелке. Затем, покажите этот же пример с помощью цифр и математических знаков. На помощь придет все тот же цифровой ряд, а также кубики с цифрами, карточки или домино.
Продолжайте считать. Если раньше ребенок считал вслух, громко произнося цифры, то теперь попросите его считать шепотом, едва дотрагиваясь до предметов, постепенно переходя к счету «про себя». Не заставляйте свое чадо писать в прописях и тетрадях строго по линиям, пусть рисует цифры там, где ему хочется в произвольной форме: пальчиком на запотевшем окне, мелками на асфальте, красками и фломастерами в альбоме. Пусть лепит цифры из пластилина, выкладывает из мозаики, пуговиц, камушков — главное — хорошее настроение и удовольствие от выполняемой работы.
Настольные игры учимся считать:
до 20
Чтобы погружение ребенка в необыкновенный и увлекательный математический мир проходил ненавязчиво, весело и непринужденно на помощь придут настольные игры. Сейчас их существует великое множество, ну, а выбор за вами. Вот примеры некоторых настольных игр.
«Морской коктейль»
Это игра, предназначенная для детей в возрасте от 6 лет, в которой требуется найти жилище для морских обитателей — крабов и осьминогов. Но есть одно условие: эти животные не желают жить в одном месте. Играя в «Морской коктейль» дети учатся не только счету, но и логическому мышлению, стараясь просчитать наперед шаги противника. В наборе яркие карточки с изображением жителей подводных глубин.
«Земляничные тропинки»
Игра рассчитана на детей от четырех лет и старше. Комплект содержит в себе яркие бусинки, шнурочки и игровые карточки. По правилам игры дети должны нанизывать на шнурочки ягодки в зависимости от того, какое количество «земляничек» нарисовано на карточке, пересчитывать их. Хорошо тренирует счет и мелкую моторику.
«Нуллерн»
Прекрасная игра, развивающая счет от 1 до 20. Игроки считают и записывают свои очки, таким образом упражняясь в счете. В наборе карты четырех цветов. Оптимальный возраст игроков — от 6 лет.
до 100
Для усвоения счета до ста прекрасно подходят игры-бродилки. Кидая кубики и делая ходы определенное количество раз, ребенок передвигается по игровому полю, на котором нарисованы цифры, в процессе игры называя их и запоминая.
Развивающая игра-конструктор «Учимся считать от 1 до 100» в виде перекидного календарика быстро и легко обучит вашего ребенка считать. Перекидывая листочки календаря можно составить любое число до ста, а если правильно решить пример складывается красивая картинка.
игра учимся считать цифры
Пусть обучение счету будет частью вашей повседневной жизни. Считайте с малышом все и везде: поднимаясь или спускаясь по лестнице — ступеньки, идя по улице — считайте машины, проезжающие мимо, в супермаркете считайте покупки, которые вы кладете в корзину. Только следите, чтобы счет не опережал действия, лучше пусть будет наоборот. Например, опуская в корзину пакет молока говорим — один, следующий в корзину опускается йогурт — два и так далее. Таким образом счет для ребенка станет привычным и не будет вызывать затруднения.
Эта игра называется «Счет вслепую». Сложите несколько предметов (пуговицы, конфеты) в мешочек. Пусть малыш посчитает их не глядя и не вынимая. Такая игра отлично развивает воображение и мелкую моторику рук, необходимую для общего развития.
учимся быстро и правильно считать
Наверное самой известной техникой является обучение счету с помощью карточек доктора Глена Домана, которая подходит даже для раннего развития. Детям показывают карточки с изображением точек, что отлично тренирует зрительную и ассоциативную память, умение быстро считать предметы.
Хорошие результаты дают занятия-игры с использованием таблиц Зайцева, которые можно приобрести в магазине, заказать через интернет или сделать самостоятельно. Применяя в обучении эти таблицы, ребенок гораздо проще и быстрее осваивает навыки сложения и вычитания.
Если ребенок уже знаком с числами второго десятка и знает их последовательность, можно попробовать производить с ними нехитрые действия. Только прежде убедитесь, что материал хорошо усвоен, а для лучшего восприятия поиграйте в такую игру:
Разложите в два ряда по десять одинаковых предметов, пусть это будут палочки, спички, пуговицы или карточки с цифрами. В первом ряду числа первого десятка, во втором — второго. Сделайте так, чтобы под единицей было число одиннадцать, под двойкой — двенадцать и так далее. Объясните малышу, как получается название чисел после десяти. К слову «один» прибавляется «дцать» и получается «один-на-дцать», так точно получаем «две-на-дцать», «семь-на-дцать».
Так же не лишним для ребенка будет посмотреть развивающий мультфильм, в котором забавные зверята решают простые математические задачки.
Учимся считать в уме (методики)
В настоящее время практически в каждой семье есть современные гаджеты, которые, помимо большого количества возможностей, еще и считают. Может показаться, что умение считать в уме уже вовсе не актуально. Однако устный счет хорошо тренирует память, интеллект, к тому же часто возникают ситуации, когда просто нет времени доставать смартфон. Мы познакомим вас с несколькими методиками счета в уме.
Ментальная арифметика Соробан. Эта методика по обучению счету берет свое начало в древней Японии. В ней нет ничего общего со счетом в столбик, к которому мы все привыкли. Инструмент, на котором производятся подсчеты, называется абакус. Дети, учащиеся считать на нем, в последствии мысленно представляют себе косточки абакуса и легко производят математические действия даже с двух и трехзначными числами. Малыши дошкольники занимаются по данной методике не более часа два раза в неделю, а также 15-20 минут дома каждый день.
Тренируясь по этой методике, ребенок задействует оба полушария головного мозга, что позволяет уже спустя два-три месяца хорошо считать в уме. А если до этого ребенка не учили считать другими способами, результат вы заметите еще раньше.
Также существуют простые методики, в основе которых лежит доведение до автоматизма простых алгоритмов. Рассмотрим пример прибавления чисел 7,8,9. Для начала любое из них нужно округлить до 10, а затем вычесть из полученного числа то, что прибавили. Чтобы прибавить к двухзначному числу 8, нужно сначала прибавить 10, а затем из полученного результата вычесть 2.
35+7=35+10-3=42;
68+9=68+10-1=77.
Подобным образом можно складывать и двухзначные числа. Если последняя цифра двухзначного числа больше пяти, стоит ее округлить, а потом вычесть добавленное число.
38+26=38+30-4=64;
77+17=77+20-3=94.
Когда же последняя цифра прибавляемого числа, наоборот, меньше пяти, то лучше складывать по разрядам, то есть сначала складывать десятки, а потом единицы.
65+32=65+30+2=97
Если поменять местами слагаемые, то тогда нужно цифру 65 округлить до 60 и потом прибавить 5.
32+65=32+60+5=97
Устное сложение трехзначных чисел. Оказывается и трехзначные числа складывать в уме не так уж сложно, нужно всего лишь разобрать их на разряды: сотни, десятки и единицы и поочередно плюсовать.
568+426=(500+400)+(60+20)+(8+6)=994.
Также просты и методы вычитания трехзначных чисел, которые тоже можно выполнять по порядку: сначала сотни, потом десятки и уж потом единицы:
844-597=844-500-90-7=344-90-7=254-7=247,
А с двухзначными все еще проще. Мы все также округляем вычитаемое до десятков или сотен, а затем прибавляем разницу. Вот пример:
93-8=93-10+2.
С помощью таких простых способов можно научить ребенка быстро и правильно считать в уме. Только стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален и если соседскому мальчику что-то дается легко, это вовсе не значит, что и ваш кроха должен уметь так же. Запаситесь большим количеством терпения, и любви, хвалите и поддерживайте своего малыша и тогда он обязательно порадует вас своими успехами!