Общаясь на площадке, многие родители делятся успехами и неудачами своих детей. Вопросы развития наиболее интересны, так как любой родитель не желает чтобы его ребенок отставал в этом плане.
Содержание статьи
Однако, стоит учитывать, что ребенок ребенку рознь. То что умеют одни в раннем возрасте, другим дается несколько позже. Тут не стоит усердствовать, чтобы не отбить стремление к обучению.
Чтение — это один из навыков, который жизненно необходим ребенку, и, чем раньше ребенок научиться читать, тем быстрее ему откроются новые грани познания. Но как сделать это легко и просто, не портя нервы себе и настроение ребенку?
С какого возраста можно учить ребенка читать?
В вопросе развития не стоит торопить события, обучая ребенка тому, что по возрасту ему еще не положено. Тоже касается чтения.
Сами того не подозревая родители знакомят детей с чтением с момента рождения: покупая яркие книги, читая сказки вместе с детьми, показывая буквы. Конечно, подобным способом ребенок не научится читать, ведь эта наука требует грамотного и правильного систематизированного подхода.
Что касается оптимального возраста, то учить читать ребенка нужно с 5 лет. Это тот период, когда его начинают готовить к школе. Дошкольный период — это период, за который дошкольника необходимо научить писать печатными буквами основные несложные слова, читать по слогам. Детей, посещающих детский сад, этому учат в саду, тех же, которые по любым причинам находятся на домашнем воспитании — учат дома, так как школьная программа подразумевает приход уже знающего основы первоклассника.
Как легко научить читать ребенка по слогам?
Многие предпочитают учить ребенка читать буквы, произнося их так, как они звучат в алфавите. Но это в корне неправильная методика. Следуя простым советам, уже за 2 месяца ваш ребенок сможет читать по слогам.
Ниже перечисленные основные правила, которые стоит учитывать:
- Первое что необходимо сделать — это выбрать букварь. Он должен быть в меру иллюстрированный. Букварь хорош тем, что наглядно показывает ребенку, как начать составлять слоги.
- Учить буквы нужно правильно, соблюдая определенную очередность. Сперва гласные, твердые: А, О, У, Ы, Э. После твердые звонкие согласные — М и Л. Важно знать как правильно произносить звуки. Не «Эм» и не «Мэ»,а «М» и т.д. После глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Т и остальные.
- Главное правило процесса обучения — повторение пройденных уроков.
- После того, как большая часть звуков будет выучена, можно приступать к изучению слогов. Чтобы ребенку было понятней, постарайтесь ему объяснить что первая буква слога бежит ко второй. К примеру, «М» бежит к букве «А» образуя слог «Ма»: Вот так получается — «м-м-м-м-ма-а-а-а» -«м-м-м-м-ма-а-а-а».
- Начинать изучение составления слогов следует с простых пар: «МА», «ПА», «ЛО», «МО» и др. Осилив эти пары, можно приступить к более сложным.
- Не стоит опережать события, полагая, что дальше можно приступить к составлению слов. После вышеупомянутых слогов, можно приступить к чтению слогов, где первая буква гласная: АВ, ОМ, ЭХ, УС.
- И вот только после шестого этапа, можно приступить к чтению простых слов, составленных из знакомых слогов: «МА-МА», «ПА-ПА», «МО-ЛО-КО».
- Обратите внимание на произношение. Оно должно быть сразу правильным. Многие родители, воспитатели и даже репетиторы учат детей петь слоги, что переходит в привычку. В дальнейшем слоги произносятся слитно, без знаков препинания.
- Развитие детей должно соответствовать их возрасту, поэтому не старайтесь вложить ребенку в голову то, что по сути ему еще рано знать.
- Постарайтесь создать атмосферу, наиболее приятную детскому восприятию — учитесь чтению не спеша, в игровой форме.
Дошкольная азбука для детей
Современным родителям предоставлен широкий ассортимент выбора материалов для изучения букв.
Среди прочих важно выделить:
- электронная азбука. Предоставлена в виде большого плаката, в который встроен диктофон. Это ярко, интересно и познавательно. Единственным минусом можно выделить то, что на диктофоне записано звучание буквы, но не звука (не «м», а «эм»);
- азбуки с наклейками. Пользуются огромной популярностью среди детей. Определив букву на странице по предметам, необходимо вклеить нужную букву. Такую азбуку можно сделать самостоятельно;
- учение букв на видео азбуке. Современные тенденции позволяют малышам смотреть не просто мультики, а познавательные мультфильмы, при помощи которых можно построить целую образовательную программу;
- магнитные азбуки;
- обучающие игры: лото, мозаика, кубики.
Среди множества печатных азбук можно выделить:
А. Бенуа «Азбука в картинках» является одни из старейших изданий. Ее автором является известный российский писатель и историк. Впервые азбуку увидели в 1904 году.
Б. Заходер и его «Мохнатая азбука». Данное издание могут помнить еще родители детей из своего детства. Со времен выхода букваря в массы, книгу перепечатало не одно издательство:
Замечательная азбука Иосифа Бродского «Рабочая азбука». Азбука примечательна не только стихами, написанными молодым Бродским, но и иллюстрациями талантливого художника — Игоря Олейникова. Художник постарался изобразить несколько предметов на заданную букву, которые детям предстоит отыскать.
Особенно родители отмечают эффективность азбуки Надежды Жуковой:
Какая азбука лучше?
Подходя к вопросу выбора, сложно остановить выбор на конкретной азбуке. Каждый родитель, должен определить подходящий метод обучения индивидуально, учитывая возможности и интересы своего ребенка.
Подвижным и активным детям подойдут методы обучения в игре, а следовательно соответствующая азбука.
Более усидчивым детям можно выбрать говорящий плакат, магниты, книгу.
Любознательным детям стоит подбирать интересные азбуки, в которых следует искать ответы.
Игра азбука алфавит для детей
Не уступают книжным изданиям электронные азбуки.
Не смотря на схожесть тематики игры, каждое приложение уникальное, так как вмещает в себе разные функциональные возможности. В целом подобные игры включают несколько блоков, рассчитанных на разные возрастные категории. Задание в блоках разной сложности, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку.
Цель игры:
- научить ребенка произносить все буквы алфавита;
- складывать буквы в слоги;
- составлять слова;
- чтение;
- в зависимости от направленности приложения, игра может содержать различные функции: исправление ошибок в словах, добавление отсутствующей буквы, написание названия изображенного предмета и т.д.
Обучающие игры азбука для детей:
Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.
паровозики — Бараново, Разумовская
Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.
Также игра подходит для групповых занятий.
паровозики — Е. Сатаевой
Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.
дорожная азбука для детей в картинках
Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.
азбука для маленьких детей
Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.
Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.
Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».
пазлы азбука для детей
Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:
Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.
Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:
азбука для детей — карточки
Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:
- раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;
- разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву;
- карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки;
- магнитные карточки;
- карточки с рисунками
.
Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.
Игры для чтения своими руками:
Хороший и качественный обучающий материал довольно дорого стоит. Плюс, сложно быть уверенным в качестве материала, из которого сделаны многие вещи. Поэтому, многие решают сделать все своими руками.
слоговые лото — как сделать игру своими руками?
Выбирая игры для изучения слогов, не стоит забывать про лото. Это интересно, занимательно и познавательно.
Сделать слоговое лото можно дома, своими руками, используя подручные средства.
Поле для игры можно распечатать в интернете, либо нарисовать на картоне самостоятельно. При этом на самом поле должна быть расположена большая согласная буква. А также наиболее распространенные слоги, в которых эта буква встречается. Помните, ваша задача, как родителей, помочь ребенку понять, как составляются, а главное читаются слоги, а не запутать его сложными, редко встречающимися слогами.
Фишки для игры можно смастерить, немного потратившись, либо использовать разноцветные крышки из под пластиковых бутылок. Так как такое количество собирать придется довольно долго (фишек необходимо около, либо больше 100 штук), лучше приобрести деревянные втулки. Затем распечатать нужные слоги на разноцветной бумаге и заламинировать, либо использовать скотч. После приклеить вырезанные кружочком слоги к втулке.
Чтобы фишки было удобно хранить, можно сшить мешочек, либо использовать любую коробку. Правила игры те же, что и в обычном лото.
игра дорожки из слогов
Цель игры — научить детей чтению слогов разной сложности и комбинации.
Дорожки из слогов довольно просто сделать своими руками в домашних условиях:
У тех детей, которые любят различные наклейки, часто остаются отходы, которые можно использовать как рамки для будущих слогов:
В этом случае можно также использовать подручные средства. К примеру, родители с ребенком вышли на площадку, а ребенок не против выучить пару слогов. Не спешите домой. Можно взять палку и помочь ребенку нарисовать «домик» слогу в виде любой фигуры и паралельно его произносить.
Как научить понимать прочитанное (методики)
Часто случается, что ребенок научился читать, но совершенно не понимает содержание прочитанного. Происходит это от того, что все внимание ребенка ушло на контроль над правильностью произношения букв.
Заметив подобное не стоит ругать ребенка. Этим можно только усугубить положение. Но и медлить с исправлением ситуации тоже не нужно, подобная манера чтения может перерости в привычку.
Какие меры можно предпринять:
- Для начала нужно убедиться, что ребенок знает все буквы. Не по знакомой ему азбуке, либо другим предметам, где уже есть подсказки. Возьмите отрывок интересного текста, с достаточно крупным шрифтом и позвольте ему читая, зачеркивать знакомые, а не знакомые буквы обводить в кружок.
- Книги, которые читает ребенок, должны быть интересными, иметь крупный шрифт, содержать короткие предложения и известные слова. В раннем возрасте исключите классические произведения, в них встречаются слова не знакомые для детей. Старайтесь длинные и сложные предложения читать вместе с ребенком.
- Не стоит торопить ребенка, если он читает медленно. Подобное поведение родителей может привести к неправильному произношению, глотанию букв и, как следствие, к полному непониманию прочитанного материала.
- Чаще просите ребенка рассказать о том, что он прочитал.
- Заведите дома привычку общения записками. Пишите слова разборчиво печатными буквами. Пусть для ребенка это будет некой игрой, к примеру, поиск клада.
- Разрешите читать ребенку так, как ему удобно: водя пальцем, при помощи закладки/линейки.
- Уча наизусть стих, не стоит его просто заучивать. Убедитесь, что ребенок понимает о чем он.
- Читая сказки обязательно проговаривайте сюжетные линии. Обсуждайте поступки главных героев. Анализируйте принятые ими решения.
- Гуляя на улице старайтесь больше разговаривать с ребенком, развивая его словарный запас. Это поможет ему в дальнейшем более точно формулировать свои мысли.
Учимся читать до школы:
Чтобы научить ребенка читать дома, не нужно придумывать велосипед. Достаточно подобрать свою методику и систематично удалять учебе время.
по Жуковой
Олеся Жукова — ведущий специалист в области развития детей дошкольного возраста. Именно она является автором серии книг, помогающих детям любого возраста выучить буквы и научится читать.
О.Жукова рекомендует начать обучение чтению, как только родитель почувствует готовность своего ребенка. У некоторых это 2 года, другие начинают учиться читать только в школе.
Также автор подготовила методические рекомендации не только родителям, но и педагогам.
По мнению Жуковой, изучая буквы в игровой форме в возрасте 3-4 лет, ребенок должен узнавать, различать и не путать схожие по звучанию буквы.
Автор считает, что ребенок должен научиться читать до школы. Это облегчит процесс адаптации в новой среде и коллективе.
Либо за 15 минут в день:
Это не весь список книг данного автора. Можно подобрать книгу, которая будет по душе конкретному ребенку, тогда обучение будет лёгким и быстрым.
метод Зайцевой
Метод Зайцева — это уникальный способ научить ребенка читать играя. 52 кубика с изображением букв и слогов абсолютно разные.
Твердые слоги от мягких отличает размер кубика. К примеру твердый слог «Ма» будет изображен на большом кубике, мягкий «Ми» на кубике меньшего размера.
Эффективность метода дополняет специальные таблицы, которые входят в набор. В них прописаны слоги, которые родитель должен пропеть своему ребенку.
Недостаток метода заключается в том, что не смотря на довольно быстрое освоение ребенком чтения, спустя некоторое время он может начать глотать окончание слов. Эта проблема будет более явной в школе, когда слова будут разбирать на слоги.
Невзирая на то, какой метод изучения алфавита будет выбран, главное — проявить терпение и не насиловать ребенка. Каждый родитель должен понимать, что всему свое время, а правильная мотивация — это залог правильного решения, которое ваш ребенок должен принять самостоятельно.