Дети-дошкольники очень любят играть в различные игры. Зачем ребенку играть? С помощью игры дошкольник получает информацию о том, как себя можно вести в определенной ситуации, пробует, проигрывает разные варианты поведения, копирует поведение взрослых, учится устанавливать социальные связи, получает основы морального, нравственного воспитания. Поэтому родителям, воспитателям так важно уметь играть в игры с детьми. Ведь игра — это еще и самый оптимальный вариант обучения для дошкольника. Какие же игры выбирать для детей?
Содержание статьи
- Игра различные ситуации
- Игровая ситуация ранний возраст
- Игровая ситуация 1 младшая группа
- Игровая ситуация 2 младшая группа
- Игра ситуации в средней группе
- Игровая ситуация в старшей группе
- Игровая ситуация в подготовительной группе
- Игры на конфликтные ситуации
- Игра ситуация вопросы
- Игровые ситуации в сюжетно ролевых играх
Игра различные ситуации
Дошкольнику тяжело разобраться в мире отношений взрослых людей. Чтобы получить основы для позитивного поведения, дошкольнику важно видеть, как себя вести в ситуации, что можно делать, говорить.
Поэтому игры-ситуации имеют большое значение для процесса социализации дошкольника.
Чтобы дошкольник мог соотнести свой поступок, слова с моральными правилами, для него необходимо создать такую ситуацию, чтобы он задумался, как следует себя вести в созданных условиях.
Благодаря таким играм-ситуациям:
- ребенок может увидеть непривлекательность поведения отрицательных сказочных персонажей,
- дошкольник учится воспринимать этические нормы поведения,
- ребенок пытается искать позитивные варианты взаимодействия с другими одногодками,
- учится дошкольник воспринимать чувства другого человека.
Игры-ситуации имеют свою определенную структуру:
- Слова наставника, с помощью которых перед дошкольниками ставится проблемная ситуация.
- Рассказ самой ситуации, который может проходить в виде инсценировки или чтения книги с рисунками, плакатами.
- Обсуждение ситуации самими детьми. Внимание уделяется на процесс понимания самими дошкольниками, в чем проявляется проблема.
- Поиск вместе с наставником вариантов выхода из созданной ситуации.
- Наставник подбивает результаты работы.
Игровая ситуация ранний возраст
Ранний возраст — период, который характеризуется большими изменениями в развитии ребенка. Это период, когда малыш осваивает речь, у ребенка появляются первые представления о мире, себе, других личностях. Развивается активность, любознательность. Поэтому игры-ситуации имеют большое значение для получения новых навыков, закрепления знаний малыша.
Игры-ситуации, которые подходят для детей раннего возраста:
- «Кукла Катюша собирается гулять».
Цель этой игры-ситуации:
- помочь ребенку овладеть последовательностью действий, чтобы одеться на прогулку,
- закрепить знания малыша об одежде, назначении различных предметов одежды.
Этапы игры:
Взрослый читает стихотворение «Новая одежда».
После этого взрослый подводит малышей к тому, что кукла Катюша уже поела, она хочет выйти на прогулку. Необходимо подвести детей к самостоятельному выводу о том, что куклу необходимо одеть.
Дальше вместе с малышами взрослый рассматривает одежду Кати-куклы и совместно одевают куклу на прогулку. Данный процесс можно сопровождать потешками.
- «Как научить куклу раздеваться».
Еще один вариант игры для запоминания малышами элементов одежды, последовательности раздевания, обучение следить за своими вещами.
Ход игры:
Взрослый проговаривает, что кукла Катюша уже пришла с прогулки. Малышей необходимо подвести к выводу, что дома куклу необходимо раздеть.
С помощью взрослого ребенок должен рассказать кукле, что в какой последовательности снимать. Обязательно стоит напомнить, если малыши забыли, о том, что вещи необходимо аккуратно сложить на полку. Этот процесс можно сопроводить стихотворением «Маша-растеряша» (А.Барто).
Игровая ситуация 1 младшая группа
Игровые ситуации — один из вариантов обучения детей этого возраста, который дает хорошие результаты. Особенности этого метода в том, что дети проигрывают разнообразные ситуации, которые происходят и в реальной жизни.
Поэтому у малыша есть возможность не просто выбрать один вариант поведения, но и увидеть, какие способы поведения возможны в данной ситуации, что имеет лучший результат. К тому же такие игровые ситуации не имеют строгих регламентированных правил, что позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.
Первую младшую группу посещают малыши от двух до трех лет.
- Игра-ситуация «Кукла Даша идет в магазин»
Цель этой игры:
- формирование у малышей навыков ролевого поведения,
- развитие словарного запаса,
- умение придерживаться правил игры.
Ход ситуации:
Взрослый говорит малышам о том, что кукла Даша собралась в магазин (можно назвать те предметы, которые кукле необходимо купить). Так как Даше предстоит купить много продуктов, то ей необходимы помощники. Из ребят выбираются дети, которые будут помогать Даше делать покупки.
Помощники берут игровые сумки и начинают туда складывать те продукты, которые они покупают. При этом все свои действия малыши комментируют и называют те предметы, которые они уже приобрели. В качестве продуктов могут выступать разнообразные коробки, кольца от пирамидки. После того, как помощники купили все продукты, их место занимают другие малыши, которые тоже хотят помочь Даше с покупками.
- Игра-ситуация «Помоги Мише собрать все свои вещи»
Цель игры:
- формировать у малышей навыки работы в небольших группках,
- выработка привычки убирать после игры свои игрушки,
- ориентация в пространстве,
- обогащение словарного запаса малышей.
Ход игры:
Взрослый говорит малышам, что Мишка играл в своем детском садике, разбросал все свои вещи, а теперь не может вспомнить, что где лежало. Поэтому теперь Мишке необходимо помочь.
Для этого сначала стоит вспомнить, где и какие вещи должны лежать, а потом все расставить по местам. Взрослый внимательно направляет игру малышей, помогает вспомнить, где что должно лежать и следит, чтобы все вещи оказались на своих местах.
Игровая ситуация 2 младшая группа
Для малышей трех-четырех лет можно подбирать игровые ситуации, где привлекаются к игре одновременно несколько детей. Роль взрослого — направлять игру малышей.
- Игра-ситуация «Однажды в магазине игрушек»
Цель этой игры:
- вовлекать малышей в процесс взаимодействия с другими детьми,
- развивать словарный запас малышей,
- учить детей принимать на себя различные роли.
Ход игры:
Взрослый приглашает своих ребят посетить магазин игрушек. Взрослый выступает в роли продавца, а дети — покупатели. Каждому из малышей предлагается выбрать для себя игрушку. В процессе продажи взрослый рассказывает о своем товаре.
Взрослый дает возможность малышам поиграть со своими игрушками. Потом он просит, чтобы каждый попробовал сыграть своего героя. Малыши показывают, как рычит медведь, бегает зайчик, едет машина.
- Игра-ситуация «Прогулка»
Цель этой игры:
- развивать общение между детьми,
- формировать навыки поведения,
- учить детей запоминать последовательность действий и при необходимости их воспроизводить,
- обучать детей ролевым играм.
Ход игры:
Взрослый: Посмотрите, ребята, наши куклы собрались на прогулку. Мы можем им показать, чем мы вами занимаемся, когда гуляем во дворе.
После этого малыши припоминают и показывают все те действия, которые они выполняют на дворе. Если малыши что-то забыли, то взрослый напоминает им, следит за ходом игры.
Игра ситуации в средней группе
Для детей, которые ходят в среднюю группу садика, можно подбирать более сложные игровые ситуации. Малыши возраста четырех-пяти лет с интересом принимают участие в разнообразных играх, умеют придерживаться определенных правил игры.
Игры-ситуации для детей средней группы:
- Игра «Шоферы»
Цель игры:
- обобщить, закрепить знания малышей о работе шофера,
- формирование уважительного отношения к данной профессии,
- развитие конструктивных взаимоотношений между детьми.
Ход игры:
Перед началом игры взрослый вместе с малышами вспоминает характеристики профессии шофера. После этого непосредственно разыгрывается игровая ситуация.
Взрослый предлагает ребятам переехать на дачу. Чтобы переезд был удачным, взрослый вместе с детьми составляют последовательность действий:
- собрать все вещи, которые необходимы для переезда,
- погрузить вещи в машину,
- самим сесть в машину.
Когда подготовительный этап прошел, взрослый назначает ребенка, который будет играть роль шофера. Задачи водителя:
- заправить машину, подготовить ее к переезду,
- по дороге рассказывать пассажирам о тех местах, которые они видят за окном машины.
После удачного переезда вещи вместе с пассажирами перемещаются в другой уголок комнаты. Дальше пассажиры должны выложить вещи из машины, разложить их по местам.
Как продолжение этой игры, взрослый просит съездить шофера в магазин, где необходимо сделать конкретные покупки. Потом водителю предлагают отвезти детей отдохнуть в лес, на речку.
Дальше к игре можно подключить и элементы таких игровых ситуаций: «Посещение магазина», «Детский сад», «Театр».
- Игра-ситуация «У врача».
Цель игры:
- расширить знания малышей о работе медперсонала,
- объяснение простых медицинских терминов (больной, лекарства, стационар),
- воспитывать уважение, внимательное отношение к другим людям.
Ход игры:
Взрослый выбирает детей, которые будут играть роли доктора, медсестры. Остальные дети будут играть роль пациентов, которые приходят с игрушками, куклами на прием к врачу. Каждый малыш обращается с определенной проблемой к врачу: болит у куклы живот, болят у Мишки зубы.
Взрослый напоминает доктору и медсестре их обязанности. На приеме доктор осматривает пациента, уточняет детали заболевания, назначает лечение. Медсестра выполняет указания, предписания доктора.
В процессе игры взрослый следит за процессом игры, напоминает правила. Если детям интересна игра, то можно вводить новые роли: окулист, хирург, стоматолог.
Игровая ситуация в старшей группе
Дети старшей группы уже могут самостоятельно придумывать игровые ситуации. Для детей пяти-шести лет характерен интерес к ролевым играм, где необходимо самостоятельно дополнять роль.
- Игра-ситуация «Детский сад»
Ход игры:
Дети с помощью взрослого вспоминают, чем занимаются в саду представители различных профессий. После этого из группы выбирают детей, которые будут играть роль воспитателя, логопеда, медсестры, помощника воспитателя, музыкального руководителя. При этом оговариваются обязанности каждого представителя.
Дальше выбирается конкретная игровая ситуация: «На прогулке», «Занятие по музыке», «Осмотр врача».
- Игра-ситуация «В зоопарке»
Цель игры:
- воспитывать у малышей отношение к природе, животным, которое основано на заботе, внимании,
- расширить, закрепить знания малышей о диких животных,
- формировать навыки поведения в различных местах.
Ход игры:
Взрослый с детьми обговаривают, какие обязанности выполняют представители тех профессий, которые связаны с работой в зоопарке.
Игровая ситуация в подготовительной группе
Для детей подготовительной группы подходят игры, где часто проигрывают такие ситуации, которые могут произойти в школе. Такие игры помогают получить дошкольникам навыки позитивного общения, умения конструктивно решать различные ситуации, получить знания о школе.
- Игра-ситуация «В школе»
Цель этой игры:
- расширить знания дошкольников о школе,
- учиться придумывать игровые ситуации,
- помогать усвоить моральные нормы,
- закрепить навыки положительного общения в коллективе.
Ход игры:
Взрослый предварительно подготавливает малышей к игре. Дети получают знания о школьных принадлежностях, для закрепления материала воспитатель загадывает загадки о школе. Для проведения игры можно подготовить атрибуты: портфели, тетрадки.
Взрослый так же может прочитать произведения, которые связаны со школой: «Первое сентября» (С.Маршак), «»Мы играем в школу» (Э.Мошковская).
После прочтения произведений о школе, выбирают детей, которые будут играть роли учителя, директора заведения, техперсонала, завуча,. Взрослый вместе с малышами обговаривают основные обязанности каждого представителя.
Игры на конфликтные ситуации
Чтобы помочь детям обрести навыки позитивного, конструктивного взаимодействия при возникновении конфликтных ситуаций, можно предложить игровые ситуации. С помощью проигрывания конкретных ситуаций, где идет столкновение интересов различных людей, малыши могут увидеть эффективные варианты поведения в разных ситуациях.
- Игра-ситуация «Зайчик и Ежик катаются на качелях»
Взрослый начинает беседу с вопроса о том, бывают ли ситуации, когда дети ссорятся со своими друзьями. Послушав ответы всех детей, взрослый продолжает беседу. Малышам предлагают представить такую ситуацию: два друга — Ежик и Зайчик вышли на прогулку и подошли к качелям. Каждый из них хочет покататься на качели. Как стоит поступить, чтобы друзья не поссорились?
Чтобы малышам было легче представить такую ситуацию, ее можно проиграть, пригласив на роли Ежика и Зайчика детей из группы.
После этого малыши начинают обсуждать, как решить данную проблему. Чтобы детям было легче, взрослый задает сопутствующие, наводящие вопросы:
После обсуждения, взрослый обращается к детям, чтобы они попробовали проиграть ситуацию по-новому и решили свою проблему без ссоры.
После этого взрослый еще раз задает детишкам вопрос: Что нужно делать, чтобы избежать ссоры?
Детей необходимо подвести к пониманию, что необходимо договариваться, чтобы не ссориться.
- Игра-ситуация «Замок из песка»
Взрослый предлагает детям для обсуждения ситуацию: Во дворе играли ребята. Коля сделал песочный замок. Всем понравился его замок. Только Саша сказал, что может сделать лучше. А после этого он разбежался и поломал замок Коли.
Взрослый предлагает ребятам ответить на вопросы:
Вместе с взрослым, дети складывают советы для Саши:
- учиться играть дружно,
- уметь радоваться за других,
- не обижать своих товарищей,
- посоветовать другу, как можно сделать лучше,
- помочь товарищу, если он не умеет что-то делать.
Игра ситуация вопросы
Такие игры с вопросами помогают развивать самостоятельную деятельность детей, которая направлена на поиск ответов на поставленные ситуации. В результате такой деятельности дошкольники:
- развивают творческие способности,
- проявляют, развивают мыслительные способности,
- овладевают новыми знаниями.
Примеры проблемных ситуаций с вопросами
Игровые ситуации в сюжетно ролевых играх
Сюжетно-ролевые игры дают малышам возможность получать навыки социального общения, решить спорные ситуации, учиться взаимодействовать с другими детьми. Такие игры помогают детям знакомиться с социальными нормами, учиться играть по принятым правилам.
Сложность таких игр зависит от возраста малышей. Сначала игра малыша носит манипулятивный характер, но постепенно игры усложняются, малыш усваивает различные действия, что отражается на самом процессе игры.
На первых этапах взрослый играет главные роли, постепенно вводит малышей в игру. Позже, когда дети привыкнут к таким ситуациям, взрослому отводится роль наставника, который направляет игру в нужное русло, следит за ходом игры.
Примеры сюжетных игровых ситуаций для детей
Игровые ситуации, которые выбирают для детей, должны соответствовать возрасту ребят. Взрослому необходимо с уважением относиться к выбору детей, поддерживать позитивное поведение малышей, помогать принимать решения. Игра для детей — это основная деятельность, с помощью которой они усваивают нормы, изучают правила поведения, формируют навыки положительного, неконфликтного взаимодействия.