Агрессивное поведение касательно другого, исходящее от одного человека, группы людей и есть проявление буллинга. У этой проблемы несколько разновидностей, все они опасны. Обидчик угрожает, обзывает, агрессивно себя ведет, применяет физическую силу к своей жертве. Провоцирует ее, отказывая в выполнение заданий, не доверяет, указывает на некомпетентность. Проявление насилия начинается с младшей школы и заканчивается профессиональной сферой, затрагивая интересы взрослых людей.
Содержание статьи
- Буллинг википедия
- Про буллинг
- Подростковый буллинг
- Жертва буллинга
- Последствия буллинга
- Виды буллинга
- Буллинг в школе
- Буллинг в классе
- Буллинг на работе
- Социальный буллинг
- Психологический буллинг
- Среди причин буллинга выделяют…
- Как бороться с буллингом в школе
- Буллинг способы противостояния
- Как собрать доказательства буллинга
- Буллинг ответственность и наказание
- Буллинг статистика
- Видео буллинг в школе
- Тест выявление буллинга
- Буллинг в семье
- Буллинг профилактика
Буллинг википедия
Про буллинг
Психологическая давка, издевательства, толкания, рукоприкладство, подшучивание – все это насилие. Такие проявления в обществе стары как мир, только раньше на них никто не обращал внимания. Да и дети не были такие ожесточенные как сегодня.
Школьные издевательства выходят далеко за рамки банального конфликта, доводят детей до самоубийства. Они должны пресекаться со стороны учителей, школы, выноситься на всеобщие родительские собрания. Это беда 21 века с которой нужно бороться общими усилиями.
Психологическая работа должна проводиться со всеми сторонами одновременно.
- Одному нужна срочная помощь, чтобы ребенок не закрылся сам в себе, оставаясь с бедой один на один.
- Другому нужно помочь найти себя, показать все стороны проявленной агрессии, ведь он тоже был в роли жертвы и теперь выплескивает свою злость.
Подростковый буллинг
Нынешние подростки, молодежь, являются активными пользователями социальных сетей. Большое количество групп, игр, заведенные знакомства не всегда вписываются в нормальные стереотипы. Они часто разлагают моральные и нравственные основы закладываемые родителями. Детская психика сильно уязвимая, не всегда выдерживает увиденное.
- Переписка с незнакомыми людьми часто груба, безнравственна, провоцирует насилие;
- Большинство интернет игр порождают насилие, учат убивать, угнетать, преследовать;
- Общение в группах тоже содержит много грубости и насилия;
Дети не готовы к адекватному восприятию такой информации, принимают ее за нормальное явление в жизни, используя и отрабатывая увиденное на своих сверстниках. Каждый родитель просто обязан объяснить своему чаду, какой хаос вносит в его голову социальная сеть. Дать понять, что примерять на себя чужие роли крайне опасно и для него, и для его друзей.
Жертва буллинга
Чаще всего обижают тех, кто выделяется. Выделяться могут одеждой, бедной или богатой неважно, для общества важен факт, могут издеваться над теми, кого и так обидела жизнь, часто тыкают пальцем на часто болеющих. В школьные годы обижают лучших учеников класса, тех, кого хвалят учителя, кого излишне опекают родители, кто ябедничает.
Касательно новых технологий, так это вообще беда. Новинки мобильных телефонов, планшетов, электронных часов сейчас на пике славы. Отсутствие у сверстника крутого телефона стает началом травли. Его не воспринимают за ровню, каждый раз показывая его место в обществе.
У всех обиженных есть одна отличительная черта, они все слишком чувствительны, часто показывают свою беззащитность, проявляют слабость. Обижают также тех, кто слишком на людях проявляет свои эмоции, злится, обижается, боится. Обидчики очень чувствительны к таким проявлениям чужой слабости, именно это и позволяет им преобладать.
Мальчишки устраивают побоища на людях, показывая свое превосходство над слабыми, девочки сводят сплетни, говорят непристойности, побоища тоже могут устраивать. Девочки изощреннее, на их драки сходится половина школы. Своих жертв доводят до панического страха.
Последствия буллинга
Результат психологического или физического воздействия печален не только для обиженной стороны, но и для агрессора. Тот, над кем постоянно издеваются, становится подавленным, неуверенным, находится в постоянной депрессии, ему на ум приходят дурные мысли, часто они приводят к самоубийству.
Не легче участь и самих агрессоров. Многие из них тоже имеют психические расстройства из-за сложившейся ситуации. Своего рода это тоже жертвы, получившие раньше психологические травмы. Их агрессия растет в геометрической проекции, съедая их самих.
Позже они становятся домашними тиранами, преступниками, устраивают террор своим одногодкам. Однозначно лечить нужно и одних и вторых. Лечение подразумевают психологическую помощь.
Виды буллинга
По статистике в начальной школе больше распространена травля среди мальчишек, к концу восьмого класса она стихает. А вот у девочек наоборот, если в младших классах они ведут себя мирно, то к седьмому, взрослея, начинают обижать своих сверстниц.
В травле участвует не один ребенок, их целая толпа. Заводила выбирают жертву, группа детей морально давит, есть такие, которые преследуют ребенка, находясь всегда у него за спиной. Так сказать серые кардиналы, они участия не принимают, наблюдают молча со стороны, ухмылками показывая свою удовлетворенность. На их реакцию всегда обращают внимание зачинщики, получая одобрение, продолжают дальше.
Буллинг в школе
Именно школьные годы отличаются своей безнаказанностью, давлением на слабых, применением к изгоям физической силы. Такие проявления агрессии были и есть частью школьной жизни. А в последние годы стали регулярными и более жестокими.
Начинается все с начальных классов, старшеклассники их обижают, отбирают деньги. Малыши подрастают и повторяют пройденный материал. В старших классах дети становятся более изощренными. Безнаказанность порождает очередные вспышки агрессии, новые варианты насилия.
Буллинг в классе
Агрессор в классе, как правило, один, двое в одном коллективе не уживаются. Часто это не самоутверждение, а развлечение. Весь класс может как беспомощно наблюдать, так и принимать участие. Редко они вмешиваются, защищают потерпевшую сторону. При бездействии взрослого человека, а именно учителей, они приходят в недоумение, понимают, что сами не смогут ничего сделать, да и нужно ли, если учитель молчит. Сами учителя учат детей беспомощности, равнодушию, не умению постоять за себя, бороться.
Такие ситуации, возможны только в тех классах, где материальные блага стоят на первом месте, где нет уважения, где мнение другого не считается ценным. Те учителя, что смогли с первого дня сплотить класс, воспитать чувство уважения, ответственности за другого, имеют редкие случаи безнравственности, оскорблений, внутриклассовой враждебности. Для таких детей проще прогулять урок, чем кого-то обидеть.
Чаще всего агрессором становится ребенок, которому в детстве много позволяли, для которого семья не стала авторитетом для подражания. Такие дети вроде бы имеют все, но обделены ласками, пониманием. Их родители в погоне за деньгами забывают о детях, уделяют им мало внимания. Нехватка любви, внимания вызывает чувство паники, которое в свою очередь приводит к нервным срывам, необъяснимой агрессии. Ребенок пытается выделиться, обратить на себя внимание, это крик о помощи к родителям и обществу. Все время занятые родители не видят сути происходящего, высказать свое негодование ребенок им не может, вот и ищет того, кто слабее себя и выплескивает свои эмоции.
А уж если он и высказал их, то сразу же получил пару нагоняев. А злость то осталась внутри, она так никуда и не вышла, она притаилась и ждет момента вырваться.
Если в классе нет должного контроля, они расценивают это как разрешение к действию. Показывая тем, что слабее свою важность, силу.
Агрессия далеко не проблема самих детей, такую модель поведения они берут из семьи. Родители же, не видят в своем поведении ничего зазорного, не учат детей покорности, уважению, пониманию. Они наоборот поощряют в них все лидерские качества, гордятся ими, так как сами такие же. В случае разбирательства могут сильно наказать ребенка, но он поступит также и в следующий раз.
Для учителя единственный выход из положения сплотить коллектив. Для жертвы и обидчика выбрать одно задание на двоих, например, быть ответственными за болеющего мальчика, приносить ему каждый день задание, помогать с уроками. Проблема исчерпает себя в ближайшее время. Контроль выполнения поставленной задачи учитель оставляет за собой, всегда держит детей на связи.
Буллинг на работе
Последние два десятка лет в мире и всего три года в РФ изучают проявления прессинга, давления на людей. Изучение направлено как на человека в отдельности, так и на сферу его обитания, работы. Его проявление зависит от сферы деятельности.Так например система МВД, все военные учреждения, части фиксируют факты буллинга. Там царит принуждение к выполнению чужой работы, невыполнение наказывается, нередки случаи угроз, унижений, физические наказания. Для армии это вторая сторона буллинга – дедовщина. Государственные структуры имеют свою выстроенную годами иерархию, где травля укоренилась много десятков лет.
Частные компании подобны армии. У них высокий риск преследования, излишнего контроля, нет возможности пробиться по карьерной лестнице, прессинга со стороны начальства. Нужно быть слишком хладнокровным чтобы не поддаваться на уловки коллег, и не быть втянутым в эту страшную игру.
Социальный буллинг
Такой вид прессинга сильно распространен в нашем обществе. Ему подвержено абсолютно все население страны. Его используют как один из авторитарных методов притеснения общества, управление, манипуляция.
Психологический буллинг
Словесное давление, унижение, шантаж и многое другое — психологическая давка. Она страшнее физической расправы, боль ребенок терпит один раз, а страх быть не таким преследует изо дня в день. Именно словесное насилие доводит детей до сомнения, заставляет их чувствовать себя ущербными, никому не нужными, доводит до самоубийств.
Среди причин буллинга выделяют…
Первоочередная причина проявления такого насилия:
- Домашний садизм, насилие, конфликты между братьями и сестрами. Такие ситуации дома закладывают злость, агрессию, неудовлетворенность;
- Слишком долгое попечение родителями, оно не дает ребенку стать самостоятельным;
- Преподаватели, они либо останавливают травлю, либо ее поддерживают;
- Отсутствие лидерской позиции у учителя;
- Не компетентность учителя, от него зависит будут ли дети находиться в безопасности;
- Детские телепередачи, которые побуждают к агрессии;
- Также стоит выделить и остальные телепередачи, новости;
- Отрицательно влияет опасное общество;
- Высокий риск алкогольной зависимости населения, наркоманов, психически неустойчивых граждан;
- Плохое отношение между родителями;
- Социальная сфера, передел власти, экономически неустойчивое положение в государстве, семье – могут вызывать неуверенность, которая передается от родителей к детям, агрессивные проявления неудовольствия.
Как бороться с буллингом в школе
Очень важная и действенная методика. Она заключается в прописывании правил. Вручается при оформлении ребенка в учебное заведение. Главным и важным есть факт отчисления со школы ребенка замеченного в проявлении насилия.
Не менее действенный метод борьбы. Он проверен временем в школьных учреждениях Казахстана.
Буллинг способы противостояния
Детям, которые попали в немилость к своим сверстникам можно помочь. На помощь в таком случае первыми приходят родители, они должны неотлагательно провести беседу со своим чадом. Пояснить суть происходящего, помочь выработать модель поведения.
«Достоинство ребенка». Тот кто ведет себя по хамски не всегда счастлив сам. Он имеет очень заниженную самооценку, и ничего не умеет кроме как кричать и издеваться. А ваш ребенок должен в первую очередь знать, что он особенный, потому как любим родителями, хорошо учится, воспитан, умеет что-то делать своими руками, ходит на какой-то кружок. Когда произойдет следующая потасовка, он будет воспринимать обидчика, как обиженного судьбой ребенка, и помнить что он не такой, он лучше, умнее и добрее.
Его уверенность в такой момент поможет выстоять, принять правильное решение, дать внушительный ответ.
«Стена». Стоить научить ребенка следующему методу. Он должен научиться ограждаться неприступной стеной, через которую к нему не доходят обиды. Ребенок продолжает выполнять свою работу делая вид, что он ничего не слышит, что вообще ничего не происходит. Такая ситуация выводит забияку из равновесия, он не понимает что происходит, часто не знает как реагировать, успокаивается. Пара раз такого игнорирования отобьет у него желание доставать вашего ребенка.
«Неадекватность обидчика». Поясните ребенку, что обижающий его сверстник, обижает не его, а самого себя. Он не совсем адекватен, нормальные здравомыслящие люди так себя не ведут. Он сам обижен, поэтому обижает других. Когда ваш ребенок это поймет, у него пропадет боязнь, он будет воспринимать происходящее совершенно по — другому. Когда пропадает боязнь, ребенок становится более уверен, он может сам дать отпор обидчику.
«Толстокожий слон». Ребенок должен усвоить новую для него тактику, внушение себе. При психологической давке он должен про себя повторять: «Я огромный слон, ко мне ничего не доходит, все обиды не пробивают меня». Научите его пропускать обиду мимо ушей, словно это его не касается. Ведь чем сильнее расстроится обиженный, тем больше будет ликовать маленький тиран.
«Противопоставление». Правильные ответы на издевки помогут быстро поставить обидчика на место. Когда вашему ребенку говорят: « ты страшилище», он пусть отвечает: «ты такой классный». Когда девочке говорят: « да ты тупая», она пусть отвечает: «ты же у нас отличница, тебе виднее». Не стоит принимать колкости сверстников, пока они его не затрагивают, он им не по зубам, но как только принял обиду и поверил в нее, над ним будут продолжать издеваться.
«Командные игры». Процесс захватывающий, он учит детей работать в команде, отвечать за другого. Во время игр им некогда подшучивать и издеваться. Наоборот, того, кого они обижали, начинают видеть с другой стороны. Наблюдались ситуации, когда жертва и обидчик становятся друзьями, обидчик начинал защищать и противостоял другим.
«Самореализация». Если вашего ребенка часто достают сверстники, займите его чем-то интересным. Любые кружки где он может себя реализовать и достигнуть чего-то, повысят его самооценку. Он будет знать, что стоит большего, что его хвалят тренера, педагоги, он имеет способности, и вообще уникален.
Как собрать доказательства буллинга
Доказательствами могут служить только в виде письменной жалобы директору школу, в инспекцию по правам несовершеннолетних. Любое насилие должно быть остановлено и наказано. Наказывается оно исключительно законным путем.
Не пишите заявлений, они не являются юридическим документом. Все что вы пишите, должно быть в двух экземплярах, и на втором обязательно подпись принявшей жалобу стороны. В памятке подробно расписано что нужно делать, к кому обращаться.
Буллинг ответственность и наказание
Законодательство РФ не предусматривает наказания за буллинг. Могут быть взаимосвязанные статьи, к ним относятся нанесенные побои, зафиксированные угрозы, оскорбительные выражения. Наказаны могут быть дети достигшие 16-ти летнего возраста. Если же ребенок в возрасте 14-ти лет нанес материальный ущерб, избил ребенка и побои зафиксированы, понесут криминальную ответственность.
Дети, не достигшие 14-ти летнего возраста, не могут быть притянуты к ответственности. Но, на сегодняшний день разработаны поправки к закону, в которых предлагается понизить граничный ответственный возраст до 12-ти лет.
Буллинг статистика
Третья часть детей РФ были на стороне агрессора, половина в роли жертв. Около 20% детей были подвержены издевательствам повторно. До пятого класса включительно у детей старшие дети забирают карманные деньги, могут отбирать телефоны. У старших классов издевательства изощреннее. Часто учителя делают вид, что не замечают происходящего, иногда сами становятся инициаторами начала травли.
Видео буллинг в школе
Тест выявление буллинга
С помощью данного теста можно определить есть ли насилие в классе, как часто оно проявляется, какого вида проявленное насилие.
Буллинг в семье
Дети очень сильно поддаются вообще какому-либо влиянию. Атмосферу дома они воспринимают как норму жизни. Поэтому крайне важно показывать детям правильную модель поведения как дома так и в обществе. Далеко не все семьи могут похвастаться дружелюбной атмосферой дома.
- Есть дети, которые смирились с ролью жертвы. Они чаще всего поддаются насилию, как в школьные годы, так и повзрослев. Как правило, они даже не сопротивляются, поскольку привыкли к такому отношению.
- Вторая часть детей, находясь в роли жертвы, не может смириться, всячески бунтует, проявляет агрессию, пытается утвердиться, показать себя. Такие дети, вырвавшись из дому, переносят свою злость на других детей.
Проведенные исследования доказали, что на психику детей влияет:
- уровень материальной стабильности семьи;
- насколько грамотны родители, уровень их образованности;
- возможные психические заболевания одного из родителей;
- состояние социальной адаптации родителей;
- депрессивные состояния родителей;
Родителям нужно быть очень осторожными в своих высказываниях, в разговоре. Подавать детям лучший пример. Проявление насилия между родителями, со стороны братьев или сестер приводит к необратимым последствиям.
Буллинг профилактика
Издевки среди сверстников, явление распространенное. Профилактические меры в учебных заведениях не проводятся, в основном пожинают плоды уже случившегося. Школьные учреждения больше заняты уроками, отметками, их тревожат самостоятельные и контрольные работы, олимпиады.
Чтобы предотвратить всяческие издевательства над учениками, директора школ должны больше внимания уделять подбору учителей. Педагогический состав в первую очередь обязан уделять внимание здоровой атмосфере общения в классе, только потом урокам. Для учеников преподаватель — авторитет, его слушают и уважают, лидер, за которым следует весь класс.
Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.
Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.
Школьные заведения обязаны помнить главное правило и следовать ему: «Травлю лучше искоренять в зародыше, чем исправлять ее последствия». Последствия ужасающие, сломанные детские жизни, пятно на всю школу.
Большинство школ утаивают факты детских преступлений, делают вид, что ничего не произошло. Конфликт улаживают родители, иногда даже без участия учителей. Родители не всегда это делают правильно, в большинстве случаев разбирательства приводят к еще большему прессингу.
Это говорит только об одном, наши дети — наше отражение. То что мы в них заложили, то и имеем на выходе. Если существует проблема, значит мы не правильно пояснили своему ребенку правила игры. Ведь жизнь — игра с определенными правилами. Нужно сначала разобраться в себе, найти пути решения, и только потом пояснить чаду что произошло, как поступать ему в данной ситуации.
Оставляя детей без защиты, школьные учреждения заведомо наносят детской психике тяжелый урон, который имеет отголоски с детства всю жизнь.
За жизнь и здоровье ребенка ответственны родители. Если они видят что-то неладное, и не могут на это повлиять, должны перевести ребенка в другую школу.
Проявление буллинга можно предупредить, снизить количество случаев. Для этого нужно задействовать все образовательные процессы, подавлять вспышки агрессии, слаженно работать от директора и до уборщицы.
Заключение
Такие проявления агрессии давно укоренились в нашем обществе, они стали обычным явлением. Основная задача родителей состоит в правильном воспитании детей. Школы должны контролировать их поведение не только на уроках, но и на переменах.
1 комментарий
Детскую агрессию трудно побороть, а тем более совсем искоренить. Но вот педагогам стоило бы повнимательней. От них зависит дружеская атмосфера в классе. Только они могут предупредить конфликт между детьми, или спровоцировать.