Артикуляционная гимнастика применяется в детских дошкольных и школьных учреждениях. Профессиональные педагоги занимаются с детьми и обучают их правильному произношению слов и звуков. Исправить неправильное произношение можно и в домашних условиях, для этого есть специальный комплекс упражнений, который мы рассмотрим в нашей статье.
Содержание статьи
- Цель артикуляционной гимнастики для детей
- Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
- Артикуляционная гимнастика в стихах
- Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека
- Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет картотека
- Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет картотека
- Артикуляционная пальчиковая гимнастика
- Картинки артикуляционной гимнастики для детей
- Артикуляционная гимнастика для шипящих
- Артикуляционная гимнастика для сложных звуков
- Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы
- Артикуляционная гимнастика для детей средней группы
- Артикуляционная гимнастика для детей старшей группы
- Артикуляционная гимнастика для детей подготовительной группы
- Артикуляционная гимнастика игры
Цель артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционный аппарат в системе детских органов бывает не всегда развитым. Из-за этого речь детей младшего и подросткового возраста получается невнятной. При произношении звуков случаются неточности, называемые дефектами. Уже в раннем возрасте на рубеже 2-3 лет понятно, какие буквы теряются в речи ребенка. Нередко, это касается шипящих звуков, которые выдает ребенок несколько иначе.
Исправлять речевые недостатки лучше в детстве. Вероятность, что ребенок поправит свое произношение практически стопроцентная. Выявляют это в детском саду и начальной школе. С детьми работает определенный специалист, называемый логопедом. Одной из методик исправления речи является артикуляционная гимнастика. Ее целью является исправление дефектов речи за счет укрепления/ослабления челюстных мышц, гортани, языка. Благодаря несложным упражнениям дети учатся правильно произносить слова и звуки.
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционная гимнастика проводится комплексно. Только ежедневные упражнения могут исправить речевые недочеты. Проводя несколько минут в день утром и вечером за гимнастическими упражнениями через 2-3 недели ребенок увидит свои первые успехи. Достаточно 5 увлекательных минут, чтобы ребенок не потерял интерес.
В комплексе упражнений для гимнастики используются тренировочные занятия для развития мышц щек, губ, языка. Выбирается она согласно имеющейся проблеме. Проводятся упражнения в игровой форме, без принуждения. Занятия предусматривают использование развивающих игр, карточек с картинками, стихотворных произведений. На этих самых занятиях задействованы мимические мышцы, пальцы рук. За время занятий дети не успевают устать и получают неоспоримую пользу.
Артикуляционная гимнастика в стихах
Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.
- Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;
- Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;
- Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ;
- Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;
- Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;
- Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.
Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека
Для 3-летнего ребенка существуют определенные речевые нормы. К 2 годам дети должны уметь складывать из 2-3 слов короткие фразы и выражать с их помощью свои мысли. Помимо фраз, у маленького человека в этом возрасте формируется правильное произношение звуков. Это касается не всего алфавита, лишь легких согласных и всех гласных букв. В 3 года большинство детей по-прежнему не умеют говорить букву «р», «л» в некоторых словах, «ч-щ», «с», «з», «ж», «ш». Для правильной речи используется артикуляционная гимнастика в карточках.
На каждое упражнение отводится не больше 15 секунд. В целях успешного закрепления задания на каждом занятии повторяются. Затем меняются на новую порцию карточек с иными разработками.
Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет картотека
Возраст детей от 4 до 5 лет — это новый рубеж для знаний и умений. Он касается и детского произношения. К 5 годам дети должны говорить предложениями и произносить правильно почти все звуки. Исключение составляет лишь буква «р». Не все еще в этом возрасте умеют рычать и вовремя произнести подходящую букву.
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет картотека
7-летний ребенок имеет в своем возрасте очень большой словарный запас. Он составляет предложения, ориентируется во времени с частями речи, использует предлоги и правильные окончания, при этом он проговаривает четко все звуки, включая букву «р». Для исправления неправильного произношения применяются следующие карточки для артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Преподаватель зачитывает стихи, под них ребенок показывает движения пальчиками. При этом пальцы 2 рук должны действовать синхронно, в паре. С каждым упражнением нагрузка должна повышаться. После проведенного задания руки ребенка должны отдохнуть, чтобы снять напряжение и подготовить их к новым действиям.
Упражнения пальчиковой гимнастики должны повторяться ежедневно. 10-15 минут в день будет достаточно для регуляции речи. Уже много лет психологи, логопеды, невропатологи сходятся во мнение, что мелкая моторики и речь взаимосвязаны при становлении правильного произношения. Тактильные упражнения для пальцев и кистей рук способствуют развитию речи. Вместо стихов в комплексе пальчиковой гимнастики для младшей группы используют картинки. Вот некоторые из них.
Картинки артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционная гимнастика для шипящих
Шипящие звуки произносятся неправильно в том случае, если недостаточно развиты мышцы языка или губ. Устранить этот недостаток можно выполняя ежедневно комплекс упражнений, который необходимо применять утром и вечером. В комплекс входят следующие упражнения:
- Чашечка — выполняется с открытым ртом в течение 5 секунд, 5 секунд отдых и снова 5 секунд работы. 3 подхода и можно приступать к следующему упражнению;
- Лошадка — во время этого упражнения растягивается связка, расположенная под языком. Из-за нее нередко страдают шипящие и свистящие звуки;
- Лопаточка — выполняется на расслабленном языке. Широко открыть рот, расслабить язык и без напряжения языка перенести язык за границу губ;
- Грибок — напрягаем язык и упираемся им прямо в небо. 5 секунд работаем над упражнением, затем 5 секунд отдыхаем. Выполняется в 3 подхода;
- Гармошка — выполняется для растяжения подъязычной связки. При выполнении упражнения не опускать язык, губы должны находиться в улыбке.
Артикуляционная гимнастика для сложных звуков
При произнесении сложных звуков, язык, гортань, небо, поддается вибрации. При недостаточном развитии мышц и связок, у ребенка не получится произнести букву «р». Исправить этот недостаток или ускорить процесс правильного произношения можно при помощи определенных упражнений, которые мы рассмотрим ниже.
Недостаточное развитие подъязычной связки, напряжение или, наоборот, ослабление приводит к упрямству языка и, как следствие, дефекту произношения. Двух разовый ежедневный подход к упражнениям поможет выровнять речевую проблему.
- Упражнение «Вкусно» или «Вкусное варенье». Выполняется с высоко поднятым широким языком и выступающим за верхнюю губу. Кончик языка должен тянуться к носу. В напряжение проделывается 15 секунд;
- Упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом, язык напряжен и касается поочередно верхнего ряда зубов, затем нижнего. Выполняется в течение 15 секунд;
- Упражнение «Чашечка». Подходит для развития артикуляционной деятельности, в этот момент укрепляются связки языка, которые способствуют усилению вибрации.
Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы
Правильное развитие речи важно на самом раннем этапе развития ребенка. Во время замеченные неточности произношения гораздо легче исправить в детском возрасте. Простые занимательные упражнения увлекут ребенка и принесут ему пользу.
- Маятник;
- Мостик;
- Иголочка;
- Хомячок;
- Горка;
- Чистим зубки;
- Цветочки;
- Собачка.
Артикуляционная гимнастика для детей средней группы
Артикуляционная гимнастика для средней группы проводится с использованием главного вспомогательного оборудования — зеркала. Дети в 4-5 лет понимают, что от них хотят и могут с легкостью повторять упражнения, смотря на свое отражение в зеркале.
Артикуляционная гимнастика для детей старшей группы
В 6 лет детки свободно мыслят и говорят практически все буквы, но бывает и так, что шипящие, сложные звуки, не поддаются произношению. Победить их помогут регулярные артикуляционные упражнения, с каждым занятием следует увеличивать речевую нагрузку.
Артикуляционная гимнастика для детей подготовительной группы
Еще немного и выпускников детского сада будет встречать школа, но, что делать, если ребенок произносит неправильные звуки? Решить проблему может артикуляционная гимнастика. Дети этого возраста уже достаточно усидчивы и могут выполнять целый комплекс упражнений, который можно использовать частями в течение дня или как полноценный урок на 15-20 минут. Вариантов для занятий множество:
- Стихотворные тексты с пояснениями;
- Сказка о путешествующем язычке;
- Комплекс из упражнений;
- Картотека;
- Картинки;
- Скороговорки.
Артикуляционная гимнастика игры
Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.
- Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;
- Игра «Болтушка» развивает язык;
- Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.