Логическое мышление развивать необходимо с самого раннего возраста. Отлично работающая логика поможет избегать сложных ситуаций, всегда быстро находить верное решение и подмечать незаметные, но важные детали. Существует много программ для развития логики, но все они имеют общие принципы.
Содержание статьи
- Зачем развивать логическое мышление у детей
- Игры на развитие логического мышления, показать на примере
- Развитие логического мышления у дошкольников, показать на примере
- Развитие логического мышления у младших школьников, показать на примере
- Развитие логического мышления на уроках математики, показать на примере
- Развитие логического мышления самообразование, показать на примере
- Средства развития логического мышления
Зачем развивать логическое мышление у детей
Развивать логику необходимо, чтобы дети:
- Умели рассуждать.
- Умели анализировать, сравнивать.
- Могли четко сформулировать свою точку зрения.
- Могли установить причинно-следственную связь.
- Умели нестандартно мыслить.
- Выделяли существенные признаки из ряда второстепенных.
Игры на развитие логического мышления, показать на примере
Развитие логического мышления для дошкольников.
Занятие «Огород»
- Дети, посмотрите на рисунок. Кто к вам пришел в гости? Верно, это зайчик. И он пришел к нам с занимательными заданиями. (Цель – узнать объект по деталям)
- Зайчиха послала зайчика набрать овощей, но он потерял дорожку, по которой ему нужно идти. Давайте поможем малышу отыскать верный путь. (Цель – умение выполнить задание, которое предполагает мыслительные операции)
- Теперь давайте зайцу поможем собрать урожай. У нас есть две корзины, в одну мы соберем овощи, в другую – фрукты. Необходимо стрелками обозначить, какой урожай куда положить. (Цель – умение выделять из группы предметов определенные предметы по особому признаку)
- Наш зайчик устал. Давайте и мы отдохнем и проведем зарядку.
Происходит выполнение движений. (Цель – развитие памяти и стимулирование познавательной активности у детей) - Давайте выполним последнее задание и поможем зайчику. Необходимо решить задачу.
(Цель – умение сравнивать, обоснование своего решения) - Давайте поблагодарим за задания зайчика и нарисуем морковку для него. (Цель – умение мыслить творчески)
Развитие логического мышления у дошкольников, показать на примере
- Ребята, мы оказались на лесной полянке. И можем за кустом увидеть спрятавшихся зайцев. Давайте по количеству ушек определим, сколько зайчиков нас испугалось и спряталось? (Развитие мыслительных операций, умение составить целое из частей, умение узнать предмет по деталям)
- Нужно посмотреть на картинку внимательно и обвести зеленым карандашом белых зайцев, а красной линией зайцев, у которых есть морковка. Обратите внимание, сколько зайчиков обведено зеленым и красным цветом. (Умение сопоставлять предметы по группам по особому признаку)
- Давайте разомнем наши пальчики. (Развитие памяти)
- Последнее задание – раскрасить только те фигуры, из которых сложен зайка. (Умение сравнивать, наблюдать, узнавать предмет по деталям)
Развитие логического мышления у младших школьников, показать на примере
Задания на развитие синтеза и анализа:
- Отсортируйте те детали, из которых получится собрать круг. (Соединение множественных элементов в целое)
- Определите закономерность и допишите еще пару чисел. (Узнавание объекта по заданным признакам)
Задания на смекалку:
Задания на логику
Задания с числами
Развитие логического мышления на уроках математики, показать на примере
- Требуется объяснить готовое решение задачи. (Определить, о чем в задаче спрашивается; какие данные нужно знать, чтобы решить задачу; решить задачу)
- Моделирование задачи при помощи отрезков и рисунков.
- Умение решать задачи с недостающими данными.
В первом букете тюльпаны. Это на 12 тюльпанов больше, чем во втором букетике. Сколько тюльпанов в обоих букетах? - Составление аналогичных задач с другими данными.
Пример: В одном букете маки, их на 10 шт. больше, чем в другом. Посчитай маки в двух букетах.
Развитие логического мышления самообразование, показать на примере
- Умение соединять предметы в группы (формы, животные, птицы)
- Ребусы, загадки.
- Логические цепочки.
- Придумать недостающую часть рассказа.
- Набор картинок, где необходимо убрать лишнее.
- Кодирование песен и известных фраз.
- Логические игры с партнером: шахматы, нарды и т.д.
- Чтение детективов и попытки предугадать сюжет наперед.
Средства развития логического мышления
- Сравнение – различные и схожие свойства понятий и предметов.
- Анализ – дробление предмета на составляющие части.
- Синтез – объединение похожих элементов.
- Обобщение – выделение определенных элементов при схожих характеристиках.
- Абстрагирование – умение отстранено мыслить.
- Конкретизация – выявление из общего конкретных элементов.
- Систематизация – группировка предметов по их свойствам и понятиям.
У человека с хорошим логическим мышлением будет меньше сложностей в жизни, его ум будет более гибким и подстроенным под внешние факторы. Хорошая логика – залог успеха, мудрости и умения найти выход из любой ситуации.