Экологическая сказка для детей: цель экологических сказок. Природа экологическая сказка: экологический сценарий

0

Человек  — часть природы, но чаще всего именно он пагубно воздействует на окружающий мир. Сегодня понятие «экологическое воспитание» включает в себя не только проблему окружающей среды и защиту ее от загрязнения, но и экологию личности, души и культуры.  Все это закладывается в детском возрасте при помощи экологических сказок.

Давайте разберемся  с целями  использования природоведческих сказок, рассмотрим создание картотеки, а также остановимся на сценариях небольших сказок.

Природа экологическая сказка: цель экологических сказок для дошкольников

Как известно, дети раннего возраста учатся в игре.  Применение сказки в учебной деятельности (во время занятий, экскурсий, наблюдений) позволяет воспитателю в интересной форме преподнести ребенку экологическую информацию,  а также вызвать положительное отношение к  самому повествованию. Во время инсценировки экологической сказки, у дошкольников речь становится выразительнее и эмоциональнее.

Благодаря использованию сказочных сюжетов и введению персонажей из сказок, подвижные и дидактические игры звучат по-новому. Дидактические игры на основе природоведческих сказок стимулируют развитие познавательной активности. Кроме сказок известных авторов, как одну из форм общения детей с природой, целесообразно использовать экологическую сказку. При составлении таких сказок необходимо стараться научить детей выражать в словах свои мысли, убеждения, понимать состояние окружающей среды и выявлять личное к ней отношение. Сказка, составленная детьми, является результатом проведения кропотливой воспитательной работы на ту или иную тему («Мои друзья-деревья», «Поющие насекомые» и др.).

Во время игровой деятельности  ребенок может почувствовать себя в образе определенного персонажа.  Например, входя в воображаемую ситуацию, дошкольник может ощутить себя маленьким муравьем, который заблудился в большом городе; пчелкой медуницей, серебристой рыбкой или другим  лесным персонажем. Он  пытается копировать повадки животных, их звуки.

По сюжетам сказок можно изготовить поделки, нарисовать или слепить персонажей, которыми затем украсить групповую комнату.

rebenok-polivaet-rastenie-v-ugolke-prirody

Экологические сказки для дошкольников: с картинками короткие сказки

На начальном этапе используются короткие сказки (отрывки) о животных и природных явлениях. Чаще всего это сказки-путешествия или сказки с вымышленными героями, спасающими природу.

Важно выбирать повествования со знакомыми персонажами, которые отличаются яркостью, лиричностью, приближением поведения к поведению ребенка.

Коротенькие сказки (их отрывки) могут читаться и рассказываться детям во время наблюдений на прогулках, во время подготовки к занятиям, в процессе самостоятельной художественной деятельности, после дневного сна.

Предлагаем вам для использования в работе с детьми авторские сказки — миниатюры, которые хорошо воспринимаются. Их можно использовать для обсуждения, развития мышления, речи, воображения.

экологическая сказка про то: как курочка выводит цыплят

Рано-утром петушок взобрался на забор, клювом с ярким гребешком привел в порядок свой пестрый хвост и прокричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Его пение разнеслось по всему двору и разбудило всех жителей. Животные и птицы не спеша занялись приготовлением к завтраку. А петушок ходит между ними, за порядком следит. Вдруг  заметил, что во дворе не видно его любимой курочки. Пошел петух искать ее. Заглянул за дверь курятника, а курочка выходить не собирается.
Удивился петушок и говорит: «Ку-ка-ре-Курочка! Ты что, не слышала моего пения? Почему не выходишь во двор?»

screenshot_2«Я не могу бросить свое гнездо с яйцами. Мне нужно их согревать, чтобы из них появились маленькие цыплята» — ответила курочка.
Петушок опечалился, но переубеждать курочку не стал. Спустя три недели курочка вышла во двор с маленькими шустрыми цыплятками. Петух и все жители двора были рады видеть «непослушную» курочку и ее золотистых деток.

img_56f68a9c03f55

экологическая сказка про то: где живет Солнечный Зайчик

Маленькая Настенька заболела. Другие дети прыгают, скачут на улице, а она лежит с температурой в кровати, скучает.

upl_1567589037_82246
Заглянуло к маленькой Настеньке в окно Золотое Солнышко. Увидело печальную девочку и говорит: «А покажи-ка мне, Настенька, свое зеркальце» .

Девочка удивилась, но зеркальце принесла. Заглянуло Золотое Солнышко в него, и, тотчас, выпрыгнул с зеркала золотистый Солнечный Зайчик. У девочки сразу поднялось настроение.

screenshot_4
С того дня в зеркальце маленькой Настеньки живет веселый Солнечный Зайчик.

экологическая сказка про то: почему мы помним лето

Молодое и красивое Лето, придя на землю, щедро украсило луга и овраги нежными цветочками. Зацвели колокольчики, ромашки, на опушке ковриками расстилался душистый чабрец … Солнце щедро одарило землю-матушку теплом. Но потом оно стало все меньше и меньше задерживаться над землей. Хотя и было еще тепло, но дни становились короче. Поняло лето, что вскоре нужно будет попрощаться с Землей.

art-leto-solnce-lug-cvety

«Ой, — заволновалось оно, — нужно немедленно что-то сделать для Земли и дольше порадовать детишек, чтобы они не забыли обо мне в холодные, белоснежные дни».
И начало Лето снова дарить Земле яркие краски. Зацвели пышные астры, на кустах георгин закачались пестрые головки, как больше праздничные банты у девочек. Зацвели большие яркие гладиолусы. Пусть радуются детки! Так Лето попрощалось с Землей.

leto-statya-2

Картотека экологических сказок

Картотека – это накопительный сборник сказок представлений на экологическую тематику. Ее цель развить элементарные природоведческие навыки у детей. При использовании картотеки выполняют воспитательные и познавательные задачи. Первая воспитывает желание помогать природе, а вторая мотивирует к игровой деятельности. Картотека чаще всего включает следующие разделы: повествования о воде, мусоре, растениях и животных, грибах, воздухе и совместно сочиненные сказки.

Примером картотеки может служить сайт: https://infourok.ru/kartoteka-ekologicheskih-skazok-v-dou-3149286.html

rarpo

Экологический сценарий сказка

В работе со старшими дошкольниками обязательно привлекают детей к практической деятельности. Уместно знакомить их со сказками, в которых рассматриваются потребности живого организма, и прослеживаются связи одного объекта с другим.
Воспитатели разрабатывают целые сценарии, а потом разыгрывают спектакли вместе с ребятами.

«Жук»

Саша нашел во дворе красивого большого жука. Все мальчики его рассматривали, и всем хотелось иметь такого же. У жука были длинные усы, черная спинка и темно-зеленое брюшко. У Сережи была красивая коробочка. Он ее очень любил, но не пожалел и отдал другу. Саша положил жука в коробочку, и все по очереди, прикладывая к ней ухо, слушали, как жужжит жук. Суетится по коробочке, натыкается на стены, и жужжит-жужжит. И так громко! Никто не знал, почему ему не сидится на месте.

Вечером, укладываясь спать, Саша положил коробочку под подушку. И все равно жук не умолкал. Ночью Саша увидел сон. Как будто это не жук, а он, Саша, совсем маленький, сидит в темной тесной коробочке и громко плачет. Весь день бросается туда-сюда в поисках выхода, но только наталкивается на стены. И при этом он знает, что там, за коробочкой, светит теплое солнышко, развлекаются друзья, а дома его ждет мама. Саше очень хотелось на волю. В коробке трудно дышать, ничего не видно, еще и кушать очень хотелось. Но кто-то большой и злой не выпускал его оттуда. Саша стал громко кричать и бить руками в стенки коробки, но все напрасно. Тогда он заплакал от обиды и горя …

Утром Саша испуганно вскочил с кровати, огляделся вокруг и облегченно вздохнул, когда понял, что это был всего лишь сон. Вдруг он вспомнил о коробочке с жуком, быстро вынул ее из-под подушки и открыл. Жук уже не гудел и едва шевелился. Саша быстро оделся и отправился на улицу, где светило солнышко. Понес жука на то место, где вчера его поймал, и положил коробочку на землю. Жук неподвижно застыл, будто не верил своему счастью, а затем медленно полез в траву, перебирая своими лапками.
Живи, жучок, — радостно сказал Саша и с облегчением вздохнул.

1592394553191625332На основе знаний и представлений, которые дети получают через природоведческую сказку, закладываются начальные формы экологического сознания и экологической культуры.

Об Авторе

Оставить комментарий