Чтобы развиваться, ребенку необходимо получать новые знания, опыт, практику. От рождения у людей присутствует потребность в получении знаний. Дети получают свой первый опыт через практическое освоение окружающего мира. Чтобы развивать те способности, которые заложены в ребенке природой, необходимо привлекать его к деятельности. А больше всего малышам нравится играть. Поэтому процесс обучения станет для ребят более интересным, если организовать процесс обучения с помощью игровых методов.
Содержание статьи
Игры на развитие математического мышления: для дошкольников и младших школьников
Детский организм постоянно чувствует потребность в новых знаниях. Ему нужна пища для развития. Поэтому необходимо использовать различные варианты для того, чтобы развивать способности маленьких граждан.
Ученые говорят о том, что развивать математическое мышление следует с ранних лет. Приступать к несложным занятиям можно, начиная с первого дня рождения малыша, постепенно усложняя задания. В дошкольном возрасте уже стоит работать над формированием математического склада ума ребенка, используя ту базу знаний, которые уже есть у ребенка.
Занятия стоит формировать так, чтобы не просто учить с ребенком цифры, а использовать игру для развития. Тогда ребенок сам процесс обучения будет воспринимать позитивно. Например, помочь ребенку запомнить последовательность цифр можно с помощью несложных стихов или песенок.
В школе с детьми веселые игры можно проводить на переменках или во время уроков.
игра мимо
Игра рассчитана на тех ребят, которые умеют хорошо считать. Смысл игры: перед началом ученики договариваются, что какое-то число (например, пять) и кратные ему числа они не называют, а просто говорят «Мимо». Начинать лучше с простых чисел, умножать и делить на которые легко.
Дети становятся в круг, а тогда по очереди начинают считать. Тот, кому попадает называть число «пять» или кратное ему (десять, пятнадцать и т.д.), просто говорит «Мимо».
Если ученики правильно поняли задание, то счет должен выглядеть так:
игра слово цифры
Условие игры: слово «КРОНА» можно записать как число 51639. Тогда с помощью какого числа можно записать слово «КРАН»?
Решение:
игра логические сравнения
Такое упражнение можно проводить отдельно с одним ребенком или по очереди с группой школьников. В веселой форме ученики получают опыт построения логических заключений, исходя из заданной ситуации
Чтобы провести эту игру, ведущему необходимо подготовить набор заданий, который состоит из незаконченных утверждений. После этого учитель называет школьнику начало предложения, а игрок должен его правильно закончить.
Примеры заданий:
игра номера по порядку
Данное задание можно выполнять только в группе. Игра способствует выработке командной игры, умения сопоставлять факты, выстраивать заданные числа по порядку. Ведущий на карточках подготавливает для игроков карточки с числами. Каждому из игроков на спину прицепляют карточку с числом, поэтому другие игроки могут его видеть, а сам игрок – нет. Команда получает задание – необходимо выстроиться в шеренгу так, чтобы числа шли в порядке увеличения.
Игра на развитие образного мышления
Игры-упражнения, которые способствуют развитию образного мышления, станут веселыми и интересными заданиями для детей. С помощью таких упражнений можно развивать не только творческие способности, но и память, речь.
упражнения на запоминание слов
В данном упражнении взрослый называет ребенку 10-12 слов, которые необходимо запомнить. Чтобы запоминать было весело, их необходимо объединить в один рассказ, пусть смешной, необычный. Главное, чтобы все слова, которые вы называли, шли по порядку в придуманном рассказе. И чем более абсурдней могут звучать сочетания слов в истории, тем больше вероятность, что ребенок их запомнит и сможет воспроизвести в том же самом порядке.
Ребенок озвучивает свой рассказ, при этом развивается речь. Творческое произведение, которое самостоятельно придумывает малыш, положительно отобразится и развитии образного мышления.
К тому же такой прием запоминания имеет высокие результаты воспроизведения запоминаемой информации.
образные синонимы
Смысл такого задания в том, чтобы найти образные синонимы к конкретному предмету или его части. Например, скрипка-талия.
При этом можно строить образную цепочку несколькими способами:
- центрированная. В этом случае все образные синонимы придумываются к первоначальному, главному слову.
- последовательная. В этом варианте цепочка выстраивается из синонимов, которые придумываются не к главному слову, а к синонимам центрального слова. Например: скрипка-талия-гитара.
- хаотичная. В этом случае синонимы придумывают без последовательности, а просто набрасывают все варианты, которые ассоциируются с понятиями центральным и последующими.
превращение кляксы: рисунки упражнения для детей
Задание этого упражнения — помочь ребенку найти нестандартные решения. В качестве основного исходного материала ребенок получает лист бумаги, на котором изображено пятно. Причем это пятно может иметь неровные края, быть похожим на кляксу, облако, быть разноцветным или монохромным. Задача ребенка — дополнить пятно так, чтобы получился новый рисунок.
бином фантазии: составь рассказ по двум словам
Иногда этот метод называют приемом Джанни Родари. Суть этого упражнения в том, что школьнику называют два совсем несвязанных между собой слова (например, «пес» и «шкаф»). Выбирать эти слова можно любым вариантом: просто попросить двух разных детей назвать по одному слову или взять словарь и наугад выбрать два слова. Задание ребенка — сложить рассказ из этих двух слов, то есть связать их в один сюжет. Как правило, сначала слова соединяют с помощью предлогов (в данном случае: пес в шкафу, пес со шкафом, шкаф на псе). а потом уже выбирается один вариант и продумывается сюжетная линия, чтобы получился необычный рассказ.
совместный рисунок детей: игра
Такая игра подходит одновременно для нескольких участников. Берется листок бумаги. Ведущий вызывает первого школьника, дает ему задание, которое остальные не слышат. На протяжении двух минут ребенок выполняет задание. Потом он садится, а ведущий вызывает второго участника, который получает свое задание и продолжает рисовать на том же листке бумаги.
Это веселая игра, в результате которой получается смешной рисунок. Ведущий специально задает различные задания: первому — нарисовать голову волка, второму — нарисовать туловище зебры, третьему — нарисовать лапы утки.
После окончания рисунка участники игры придумывают совместное название того, кто вышел на общем рисунке.
Математические игры на развитие логического мышления
В школе такие игры имеют конкретную цель — развитие математических способностей детей. Развивать математические способности можно, используя поисковую деятельность, умение самостоятельно искать ответы на задания.
проложи курс
Учитель описывает своим ученикам задание: «Перед вами лежит карта, с помощью которой необходимо проложить курс для летчика самолета. На этой карте зашифрованы города с помощью математических примеров. Ваше задание — продолжить маршрут самолета таким образом, чтобы летчик двигался над городами в порядке возрастания чисел. Вам необходимо нарисовать линиями маршрут самолета».
Чтобы решить такое задание, школьникам необходимо пройти несколько этапов работы:
- решить пример под каждым городом,
- выстроить в порядке возрастания чисел города, то есть назвать, в каком порядке должен пролетать самолет над городами,
- прорисовать линиями маршрут самолета,
- проверить правильность выполнения задачи.
переделай пример
С помощью такой игры ученики осуществляют преобразующую деятельность. проводить это упражнение можно, если приобщить к игре несколько человек.
Учитель готовит на отдельных карточках математические примеры для школьников, Каждый участник получает конкретный пример, который он записывает на доске и правильно решает. После этого учитель ставит новое задание: участники должны поменяться местами и записать пример своего соседа по-другому, но так, чтобы основные составляющие примера остались неизменными. Варианты преобразования:
математические задачи ребусы
Такие математические ребусы — одновременно увлекательные, но совсем непростые задания. Суть этих заданий — разгадать, какие числа прячутся за каждый изображением. Чтобы решить правильно такой ребус, необходимо быть внимательным к деталям.
Варианты ребусов
мячик цифры
Такая игра используется для запоминания чисел-соседей в легкой форме. Играть можно на переменках, физкультминутках на уроках. Все игроки становятся в круг. Ведущий берет мяч и бросает его одному из участников игры, называя какое-то число (например, 22). Школьник ловит мяч, бросает его обратно, при этом указывает соседей данного числа, обязательно от меньшего к большему (в данном примере 21 и 23). После этого ведущий бросает мяч другому участнику игры.
игра математические головоломки
Такая игра способствует выработке навыков нестандартного мышления, уметь находить оригинальные решения. Учителю необходимо придумать интересные математические головоломки.
Примеры головоломок:
- Используя арифметические действия, правильно расставьте арифметические знаки, чтобы получить из пяти единиц число 100. Решение: 111 – 11 = 100
- Напишите число 2, используя три пятерки. Решение: (5+5):5 = 2
- Получите число 0, используя три пятерки. Решение: (5-5)/5=0
Словесные игры на развитие мышления
Играя в словесные игры, школьник не только развивает свои ораторские способности, он пополняет словарный запас, учится правильно составлять предложения, развивает память, воображение, внимание.
Игра «Восстанови отрывок»
Ребенок прослушивает рассказ, в котором пропущена какая-то его часть — начало, середина или концовка. Перед ребенком стоит задача — придумать и воспроизвести недостающий отрывок рассказа, чтобы не потерять сюжет. В процессе такой игры школьник открывает свои творческие способности, активизирует работу мыслительных операций, развивает произвольное внимание, память.
Игра «Необычное использование»
Веселое упражнение, которое не требует никакой предварительной подготовки. Играть могут дети различного возраста. Ребенку называется какой-то хорошо известный ему предмет (например, «стол», «книга», «ложка») Задача: придумать как можно больше вариантов, как можно использовать этот предмет. Чтобы усложнить задачу, можно попросить придумать такое применение, которое не придумают другие участники. Такая игра развивает мышление ребенка, расширяет кругозор, учить выделять в предмете основные детали и концентрировать свое внимание на этих деталях, видеть необычные связи.
Игра «Отгадай слово»
Один из участников игры загадывает слово. Остальные ребята должны угадать, какое слово он загадал. Для этого участники задают ведущему игры вопросы, на которые он может отвечать только «Да» или «Нет». Играть можно и в больших компаниях, тогда вопросы задают по очереди и в небольших группках.
Такая игра способствует развитию мышления благодаря умению построить образ предмета после получения ответов.
Игра «Запоминаем, воспроизводим, дополняем»
Эту игру можно использовать для небольшого перерыва во время урока. С помощью такой игры можно не только повторить термины конкретной темы, но и работать над развитием памяти школьников.
Этапы игры:
- все участники игры становятся в круг,
- первый участник игры называет конкретный термин по заданной теме,
- второй участник повторяет слово, которое произнес первый и называет свой термин по этой теме,
- третий участник повторяет слова в том порядке, в котором он услышал от участников игры и называет свое слово,
- так упражнение выполняют последовательно по кругу.
Тяжелее всего тем участникам, которые замыкают круг. Поэтому в процессе игры, чтобы никто не чувствовал себя неловко, потому что забыл термин, участники игры активно помогают другим.
Игра «Скажи наоборот»
Такую игру можно проводить на переменках. Игра способствует развитию словарного запаса слов, умению принимать решения, быстро реагировать на ситуацию.
Этапы игры:
- школьники становятся в круг,
- ведущий берет в руки небольшой мячик, озвучивает правила игры,
- ведущий бросает любому участнику мяч и называет какое-то слово, участник ловит мяч, отбрасывает назад и должен назвать слово-антоним, противоположное по смыслу к тому, что он услышал,
- далее ведущий бросает мяч другому участнику игры,
- отвечать нужно быстро.
Игры на развитие мышления у младших школьников
Чтобы процесс обучение был веселым, не вызывал у ребенка негативных ассоциаций, стоит подходить к обучению нестандартно. Лучше всего младшие школьники воспринимают материал, который подается в необычной форме. Сегодня есть много вариантов различных игр, которые можно использовать для развития способностей школьников. Многие из таких заданий не требуют дополнительных затрат, их легко проводить как и для маленьких групп, так и с целым классом. К тому же такие игры можно использовать для отдыха, чтобы школьники отвлекались от процесса учебы, но при этом не переставали развиваться.
ищем аналоги
Игра заключается в том, что школьники получают задание: найти как можно больше аналогов к конкретному предмету (например, перед школьником ставится задача найти аналоги к слову «самолет»). В процессе обдумывания ребенок учится анализировать предмет, выделять в нем существенные признаки, искать предметы с такими же признаками. Суть задания в том, чтобы не только назвать предмет-аналог, но и объяснить свой выбор. Например, «самолет» и «птица» (у обоих предметов есть крылья, летают).
исключи лишний предмет
Упрощенный вариант такого упражнения выглядит так:
- ребенок получает набор слов,
- школьник объединяет слова по определенному признаку, выделяя то слово, которое не попадает в данную категорию.
Еще один вариант такой игры:
- ребенок получает три слова (например: «помидор», «солнце», «собака»),
- школьник должен найти как можно больше вариантов для объединения двух слов и выбрать лишнюю категорию (например: солнце, помидор — круглые, собака — нет, поэтому в данном списке лишнее слово — это «собака»),
- при этом можно искать различные варианты сходства между предметами.
рассмотрите рисунок найдите ошибку
Такие задания можно выполнять в группе или отдельно каждому школьнику. Благодаря таким играм, школьники учатся аргументировать свой ответ, у них развивается внимание к деталям, умение искать несоответствия. Ведущему необходимо подготовить несколько картинок, на которых в общий сюжет вкрадываются ошибки. Смысл этой игры в том, чтобы ученик нашел те ошибки, которые есть на рисунке.
угадай слово по описанию
Такая игра влияет на развитие логического мышления, умения анализировать, выделять в предмете его отдельные элементы.
Суть игры: ведущий загадывает какой-то предмет, который есть в комнате. Он не называет сам предмет, а описывает его. Задание участников: используя меньшее количество подсказок, угадать загаданный предмет.
Примеры игры:
Основной смысл таких игр – это в легкой, игровой форме помочь школьникам овладеть математическими знаниями, развивать логическое мышление, умение сопоставлять известные факты и выстраивать логический ряд.