Недостаточные знания этики отражаются на поведение не только детей, но и взрослых. Пробелы в знаниях в этой сфере со временем накапливаются, словно снежный ком, и грозят неудобствами и даже казусами за столом. Именно поэтому важно научить ребенка правилам поведения во время приема пищи, рассказать о разновидностях столовых приборов, как поддержать светскую беседу и оставить после себя хорошее впечатление.
Содержание статьи
- Столовый этикет за столом
- Как вести себя за столом этикет
- Этикет за столом столовые приборы
- Правила этикета за столом и приема пищи
- 5 правил этикета за столом
- 7 правил этикета за столом
- 10 правил этикета за столом
- Этикет за столом в картинках для детей
- Этикет за столом для дошкольников
- Этикет за столом для школьников
Столовый этикет за столом
Садясь за стол, культурный человек должен отдавать себе отчет, как он кушает, общается, ведет себя по отношению к другим. Никому не хочется сидеть рядом с неряшливым соседом по столу, который неаккуратно кушает, приносит дискомфорт. Чтобы этого не произошло, нужно с детства знакомить ребенка со столовым этикетом за столом. Тогда с годами он отточит эти знания до совершенства и ему не страшен будет никакой банкет или светский раут.
Правила поведения за столом не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Не каждый может отличить разные виды вилок или бокалов на каждый отдельный случай во время светского приема, но не жевать с полным ртом, не класть локти на стол может каждый. И именно этим простым истинам нужно учить детей с малого возраста, чтобы, когда они станут старше, эти знания позволили им чувствовать себя уверенно.
Где можно научиться столовому этикету? Необязательно посещать специальные курсы. Большое изобилие информации в сети Интернет позволит стать гуру в этой области. Для детей можно найти интересные книги с иллюстрациями. Тогда нагляднее можно разобраться в тонкостях этой науки.
Как вести себя за столом этикет
Правила поведения за столом — несложные истины, которые помогут составить хорошее первое впечатление. Порой неформальная обстановка заставляет позабыть их, что приводит к неприятным ситуациям.
Столовый этикет подразумевает нерушимый свод норм, как вести себя за столом:
- Не разговаривать громко, не выяснять отношения, не хамить. Если возникла конфликтная ситуация, нужно выйти из — за стола и отойти подальше.
- Жестикуляция должна быть умеренной. Никому не понравится, если его заденут рукой во время еды. Суетливость нужно убрать и, поправляя свою одежду. Движения должны быть спокойными, размеренными.
- Отвлекаться на телефонные звонки и смс за столом — настоящий моветон. Этому нужно учить ребенка с малого возраста, потому что гаджеты становятся постоянными «спутниками» даже ребят дошкольного возраста. Если нужно ответить на звонок родителей или бабушки, следует попросить прощения и выйти.
- Приступать к еде нужно только тогда, когда ее принесли всем сидящим за столом.
- Кушать нужно не спеша. Даже если ребенок проголодался, нужно объяснить ему, что следует тщательно пережевывать пищу.
- Если ребенок в том возрасте, чтобы кушать с помощью приборов, то важно держать вилку в левой руке, а нож в правой. Это касается и той ситуации, когда нож не задействован в конкретный момент (например, ребенок порезал порцию мяса и нож больше не востребован).
- Нельзя класть на стол личные вещи (сумку, телефон, игрушки). Вещи можно сдать в гардероб или поместить в сумку, которую следует повесить на спинку стула.
- Если вдруг приборы или продукты упали на пол, то поднимать их нельзя. Ребенку нужно позвать на помощь взрослых, чтобы они принесли новые приборы и убрали то, что упало.
Чтобы ребенок запомнил все нормы столового этикета, их можно превратить в игру. Каждый день в игровой форме следует задавать ему вопросы и поправлять, если были допущены ошибки.
Этикет за столом столовые приборы
Этикет за столом невозможно изучать без знакомства со столовыми приборами. Если ребенок находится в том возрасте, когда может держать вилку и нож без опаски пораниться, то можно приступать к изучению азов столового этикета более глубоко.
Главное правило — вилкой нужно набирать еду, а ножом — придерживать ее. Перекладывать приборы из одной руки в другую во время еды нельзя.
Нужно объяснить ребенку, что вилку следует держать зубцами вниз. Еще одно табу — нельзя есть с ножа.
Часто не только дети, но и взрослые предпочитают порезать сразу все ножом, а после отложить его и есть исключительно с помощью вилки. Но это нарушение столового этикета. Отрезать кусочки нужно постепенно.
Как правильно держать приборы? Ручки ножа и вилки следует держать в руках, а указательным пальцем правой руки придерживать нож у основания лезвия. Когда нужно разрезать пищу, то приборы держат под углом.
Существует немало разновидностей столовых приборов, которыми можно пользоваться во время еды. На знакомство с ними уйдет немало времени, но ребенку достаточно будет знать несколько основных приборов. Например, нож и вилка для рыбы меньше стандартных.
Первые блюда едят ложкой от себя, чтобы не испачкать одежду. Кушать нужно с краю ложки.
Если блюдо не нужно резать, то пользоваться можно только вилкой или ложкой. Нож в этом случае следует отложить в сторону. Салат накладывают в тарелку специальной салатной ложкой. Есть его также можно без ножа, но если нож поможет в этом, то его также следует задействовать.
Фрукты можно есть руками, если это:
- виноград;
- вишня;
- черешня.
Десерты едят с помощью десертной ложки. Следует акцентировать внимание ребенка на том, что руками брать такие сладости нельзя.
Если вдруг ребенок растерялся и не знает, как использовать какой — то из приборов, то об этом можно спросить взрослых или хозяина вечера.
Правила этикета за столом и приема пищи
Когда ребенок узнал о том, как вести себя столом и как выглядят столовые приборы, можно познакомиться с правилами этикета за столом и приемом пищи.
Основное нарушение — чавкать во время еды. Это характерно для детей. Следует научить чадо, что есть нужно с закрытым ртом, постепенно пережевывая и не издавая звуков.
Откусывать хлеб от куска нельзя. Правильно — отломать кусочек и отправить его в рот. Ножом также хлеб не отрезают. Обычно дети с легкостью воспринимают это правило и любят отламывать хлеб. Но важно при этом сильно не крошить.
Если в блюде попались косточки, то нельзя брать их руками и класть сразу на тарелку. Сперва нужно переложить их на ложку, а потом уже переложить на край тарелки.
К табу — правилам относится и использование зубочисток за столом. Если мешает кусочек пищи, то нужно встать из — за стола и пройти в ванную комнату. Уже там следует использовать их по назначению.
Если какое — то блюдо не понравилось ребенку, то учтивым будет попробовать немного, а уже потом отложить его в сторону.
5 правил этикета за столом
Начинать знакомство детей со столовым этикетом нужно с малого. Для этого сперва нужно рассказать им о 5 правилах этикета за столом.
Правило первое. Салфетка обязательно должна лежать на коленках. Она обязательно пригодится, чтобы вытирать губы и пальцы. Если вдруг она упадет, поднимать ее нельзя. Следует взять новую. Когда прием пищи будет закончен, салфетку нужно положить возле тарелки.
Правило второе. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы нельзя. Исключение — если нужно съесть рассыпчатое блюдо.
Правило третье. Руками можно есть курицу, мясо на ребрышках и любые хрустящие продукты.
Правило четвертое. Нельзя тянуться за блюдом через весь стол. За помощью можно обратиться к соседу по столу.
Правило пятое. После того, как прием пищи закончится, приборы нужно оставить на специальной сервировочной тарелке или в своей тарелке.
7 правил этикета за столом
Когда начало положено и ребенок имеет представление, что такое столовый этикет, то можно продолжить обучение. Базовые 7 правил этикета за столом помогут открыть много нового и полезного:
- Сливочное масло и любые другие продукты, которые можно намазать на кусочек хлеба, следует намазывать не на весь кусочек. Только та часть, которая отправится в рот, должна быть намазана.
- Если попросили передать блюдо, то сперва его нужно поставить перед соседом, а уже потом возле себя.
- В том случае, если фрукты были переложены на тарелку вилкой, то вынимать косточки с них нужно тоже вилкой.
- Если ребенок не смог переживать кусочек пищи, то следует взять салфетку и незаметно избавиться от него.
- Часто на столе присутствует фирменное блюдо. От него неприлично отказываться, потому нужно съесть хоть немного.
- Сигнализировать об окончании трапезы могут приборы, сложенные определенным образом: скрещенные приборы говорят о том, что человек еще кушает, а положенные наискось — можно забирать тарелку и приборы.
- Использованные приборы нельзя класть на стол, исключительно на тарелку.
10 правил этикета за столом
Закрепить знания можно 10 правилами этикета за столом. Они включают все самое важное и необходимое ребенку для правильного поведения во время трапезы.
Первое — сидеть нужно с ровной спиной, а локти не класть на поверхность стола.
Второе — начинать кушать нужно только тогда, когда у всех сидящих за столом есть порции и все готовы приступить к еде.
Третье — перец и соль всегда берутся вместе. Если нужна исключительно соль все равно правильно передать ее в компании с перцем.
Четвертое — нельзя дуть на блюдо для его более быстрого остывания. Также столовый этикет не разрешает прихлебывать и пить с тарелки.
Пятое — если на столе остался последний кусочек хлеба, то вежливым будет сперва предложить его соседям по столу.
Шестое — дуть на горячие напитки также нельзя.
Седьмое — спагетти следует кушать с помощью вилки и ложки: наматывать на вилку вращательными движениями, а ложкой придерживать их. Некультурным считается кусать длинные макароны или резать их ножом.
Восьмое — пиццу можно есть руками. Дети любят пиццу, но часто сомневаются, как ее правильно есть. В этом случае идеальным будет воспользоваться ножом и вилкой, но и взять кусочек пиццы с подноса и съесть его также не запрещается.
Девятое — чайную ложку нужно вытянуть из кружки после того, как сахар был размешан.
Десятое — если хочется съесть кусочек фрукта, а не целиком, то им можно поделиться. При этом большую часть предлагают оппоненту, часть с косточкой оставляют себе.
Этикет за столом в картинках для детей
Детям проще воспринимать информацию визуально, потому этикет за столом в картинках для детей — идеальный вариант обучить их этой науке быстро и просто. Необходимо хотя бы раз в день показывать такие изображения и сопровождать показ рассказом. Тогда уже через несколько недель дети сами смогут рассказать о столовом этикете много интересного.
Если информация будет подана в стихотворной форме, то обучение запросто превратиться в увлекательную игру. Это заинтересует ребенка, а информация будет запоминаться легче.
Еще один практический совет — информация может быть подана кратко. Тогда она будет восприниматься, как нерушимое правило.
Полезными будут и поучительные картинки без текстовой информации. На их могут быть показаны два противоположных героя: тот, кто соблюдает столовый этикет, и тот, кто далек от него.
Важно показать картинки, как пользоваться столовыми приборами, как они выглядят, чем отличаются друг от друга.
Особое положение ножа и вилки на тарелке может сигнализировать о многом.
Чтобы ребенок быстрее запомнил правила поведения за столом, можно сделать стенд с информацией на эту тему. Проходя мимо, он каждый раз будет обращать на него внимание и вспоминать основы столового этикета.
Также вместо картинок можно показать ребенку видеоигру, которая учит основам этой разновидности этикета. Благодаря известным мультипликационным героям и веселому формату правила будут запоминаться быстрее и качественнее.
Этикет за столом для дошкольников
Когда ребенку исполняется один год, он начинает интересоваться, а что же едят взрослые, брать в руки ложку. Если такой интерес появился, то пора начинать рассказ о столовом этикете. Делать это нужно в игровом формате.
Этикет за столом для дошкольников включает в себя азы этой науки, без особых сложностей и множества нюансов. Дети 2 — 4 лет прекрасно управляются с ложкой, а в возрасте 4 — 6 лет едят с вилки и могут познавать азы владения столовым ножом.
Чтобы информация воспринималась легче, нужно подразделить ее на то, что можно, и то, что нельзя делать за столом. Такая градация поставит четкие границы и систематизирует знания.
Важно научить ребенка, что можно и даже нужно делать:
- мыть руки перед едой;
- кушать исключительно за столом;
- желать «приятного аппетита» перед началом трапезы;
- тщательно пережевывать пищу, не спешить;
- кушать с закрытым ртом, не издавая звуков;
- больше внимания уделять своему поведению, кушать аккуратно;
- класть столько еды себе на тарелку, сколько сможешь съесть;
- использовать салфетку;
- кушать, наклоняясь над тарелкой, но при этом помнить об осанке;
- после еды сказать «Спасибо!» и убрать за собой посуду, предложить помощь взрослым.
Дошкольник должен также осознать, что нельзя делать за столом:
- разговаривать с набитым ртом;
- использовать еду в качестве игрушки;
- кусать слишком большие куски пищи;
- укладывать локти на стол;
- громко разговаривать, качаться на стуле;
- брать еду с чужой тарелки без разрешения;
- есть перед телевизором или гаджетом;
- вытирать рот или руки скатертью, громко чавкать.
Эти простые правила просто запоминаются и являются основой столового этикета. Можно показать детям поучительный мультфильм, чтобы они поняли, как важно вести себя воспитано за столом.
Этикет за столом для школьников
Школьники чаще посещают различные культурные мероприятия, потому должны быть не только знакомы, но и отлично знать нюансы столового этикета. Они запросто могут управлять со столовыми приборами, поддержать светскую беседу, контролировать свое поведение.
5 класс
В 5 классе дети должны отдавать себе отчет, что культурно кушать с помощью вилки и ножа. При этом держать их нужно правильно: нож в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы можно только в исключительном случае, когда нужно взять сыпучее блюдо.
Также пятиклассники должны обладать такими знаниями:
- перед тем, как выпить напиток, нужно вытереть рот салфеткой;
- если ребенок хочет налить напиток в стакан, но переживает, что прольет жидкость, лучше попросить об этом взрослого;
- стакан или чашку нужно держать всегда двумя руками;
- выходить из — за стола нужно с правой стороны стула;
- передавать продукты за столом нужно слева направо.
6 класс
В 6 классе дети должны расширять знания о разновидностях столовых приборов. Их немало, потому на это будет потрачено много времени. Нужно стараться, чтобы ребенок пользовался хотя бы частью из этих приборов дома. Можно включать для просмотра фильмы о столовом этикете.
Шестикласснику под силу проявлять заботу и о ближнем соседе по столу. Мальчики могут поухаживать за девочками: задвинуть стул, предложить блюдо и т.д.
Также дети такого возраста могут проявить инициативу и помочь с уборкой после еды.
7 класс
Семиклассники не только должны разбираться в тонкостях поведения за столом, но и начинать знакомство с традициями и правилами столового этикета в разных странах. Это очень полезная и интересная информация. Обычно дети с увлечением просматривают подобные фильмы или слушают рассказы.
Также в 7 классе уместно рассказать о сервировке стола, темах для светской беседы, правилах общения и способах увлечь собеседника. В этом возрасте важно иметь больше практики, потому можно смело брать ребенка с собой в гости к друзьям, в рестораны и кафе.
Открыть для себя столовый этикет должен каждый ребенок. В этом ему обязательно должны помочь родители, которые уже с раннего возраста могут рассказывать основы этой несложной науки. Тогда во взрослом возрасте человеку будет более комфортно находится в светском обществе, он будет воспринят, как культурный и воспитанный человек.