Мир литературных произведений Гоголя подарил человечеству разнообразную галерею образов помещиков. Каждый из образов раскрыт в полной мере, и ярко открывает как типичные черты русского помещика, так и особенные. Их «говорящие» фамилии метко показывают их истинную сущность с первых строк произведения. В то же время личность каждого из помещиков перекликается с главным персонажем ― Чичиковым, который показывает всю глубину деградации личности. В целом все помещики «Мертвых душ» стали олицетворением той части населения, которое заполонило Россию в те прошедшие времена, и в значительной мере препятствовало гармоничному развитию государства.
Содержание статьи
На страницах «Мертвых душ» открываются жуткие последствия крепостного права, которые заключаются в полной потере каких-либо проявлений человечности в душах русских помещиков. Осознание их бесчеловечности и того, насколько мертвы их души, вызывает страх и безвыходность. На их фоне даже умершие крестьяне кажутся живее. Распущенность и жадность помещиков пугают. А бурное процветание пороков и стремительное вырождение истинного дворянства заставляет задуматься о судьбе человечества. Поэтому разбор и изучение помещиков помогает понять глубину проблемы падения человечности у помещиков в 19 веке, пережить те времена, когда жестокость и глупость сплелись с величественностью и богатством России. И принять тот факт, что неприглядная сторона государства была создана именно помещиками, использовавшими свою власть в корыстных целях.
Для создания полного образа помещика следует опираться на описание его усадьбы, которая показывает степень внутренней деградации персонажа, его портрет, характеристику и стиль жизни. Именно такие наблюдения помогают создать правильный образ.
Гоголь Мертвые души образ Манилова
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
образ Манилова таблица
Первый визит в поисках «мертвых душ» Чичиков нанес Манилову. Эта личность наделена приятной внешностью, умением вести любезное общение. Но эти слишком приторные речи лишь сладкие ловушки с целью «заманить» Чичикова «мертвыми душами». На самом деле Манилов лишен достоинств. Существование помещика заключается в бесполезных мечтаниях.
Манилов — личность среднего возраста. Его телосложение среднее, слегка упитанное, окрас волос светлый, дополняют внешность глаза голубого оттенка. Поначалу его слащавые, отшлифованные речи создают образ безупречного хозяина. Но вскоре становится понятно, что единственное занятие Манилова ― это бесконечное строение планов, не подкрепленных какими-нибудь действиями.
За притворной обходительностью и показательной слащавостью Гоголь спрятал бесхарактерную, безразличную и крайне ограниченную личность. Его бездействие проявляется и в его обители. В ней есть ощущение отсутствия уюта: двор не огорожен, хозяйство запущено. В доме всегда чего-то не хватает или сделано на скорую руку. При входе в гостиную видно красивую мебель с претензиями к аристократизму, но шелковой материи ее обтянуть не хватает. Иронично смотрится неухоженная и полуразвалившаяся беседка с кричащим названием «Храм уединенного размышления». Но чему тут удивляться, если помещик никак не может дочитать книгу в течение двух лет. Такая праздная и бесполезная жизнь приводит к деградации, тунеядству и никчемному мировоззрению.
Образ Коробочки из Мертвых душ Гоголя
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
образ Коробочки таблица
После Манилова главный герой приходит к Настасье Петровне Коробочке. Это была единственная женщина, с которой Чичикову пришлось сотрудничать. Она оказалась полной противоположностью мечтательного Манилова, и к тому же заядлым предпринимателем. Торгуясь с Чичиковым, она старалась продать «мертвые души» выгодно, переживала, чтобы не продешевить, мечтала о более выгодном предложении.
Внешность Коробочки очень старомодная. Старуха показывается гостью в небрежно надетом чепце и фланелью на шее. Ее дом тоже выглядит по-старинному: скромные ситцевые одеяла, старые шипящие часы, самые скромные кушанья.
Раскрывая образ Коробочки, читатель может наблюдать за неплохой хозяйкой, способной обеспечить себя и своих крестьян собственным производством. Ее двор полон птиц, огороды дарят богатый урожай капусты, картофеля и прочих овощей. При этом она недалекая и «дубинноголовая» затворница, живет замкнуто, ограждаясь от внешнего мира.
Женщина торгует всем, чем может, при этом словно «коробочка» копит и прячет все запасы, лежащие «мертвым грузом». Ее смысл жизни ― деньги, а все остальное вызывает равнодушие. Поэтому ей абсолютно все равно, чем торговать: зерном или «мертвыми душами».
Мертвые души образы помещиков Собакевич
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
образ Собакевича Мертвые таблица
Дальше Гоголь нас знакомит с нелепым образом Собакевича. Присмотревшись поближе, видно накопителя, единственным достоинством которого можно выделить лишь отлично обустроенное хозяйство. Все остальное в нем порочно. Помещик недоверчив, уверен, что все вокруг мошенники. При этом его главный порок и страсть одновременно ― нажива, которая растоптала его нравственность и окончательно изуродовала душу. Даже продавая души умерших крестьян, он всячески старается их нахваливать, чтобы заработать побольше. Именно поэтому Собакевич смог продать их наиболее выгодно, несмотря на всю беспринципность такой сделки.
Его суровый нрав сочетается с внешностью, напоминающей грубого медведя. Его телосложение крепкое, а ноги, словно две колонны. При этом он неуклюж, с тяжелой походкой. Черты лица Собакевича очень неприятные, слишком грубые. Но такое описание внешности героя раскрывает отсутствие какого-либо духовного начала личности.
Обустройство дома Собакевича тонко перекликается с его неотесанной личностью. Обстановка неуютная, мебель необыкновенно тяжелая, на грубых ножках. Каждая картина с изображениями полководцев, каждый прочный стул, и даже массивное ореховое бюро подчеркивает силу и тяжеловесность Собакевича. Всматриваясь в неуклюжий интерьер, кажется, что каждая мелочь словно говорит: «Я тоже Собакевич!»
В то же время Собакевич выделяется на фоне других помещиков: мужчина работящий, его хозяйство в крепких руках, а его крестьяне живут довольно не плохо. При этом Собакевич считает окружающих обманщиками, недостойными, не заслуживающими доверия людьми. И со временем это делает из него человека без души. Его начинают переполнять такие качества, как безразличие и жестокость. Он быстро учиться жить так, чтобы не упустить ни одной выгоды. В итоге — он человек кулак, хитрый делец, стремящийся к обогащению.
Образ Ноздрева в Мертвых душах кратко
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
Ноздрев Мертвые души таблица
Следуя за Чичиковым, читатель попадает к очередному помещику. В Ноздреве прослеживаются черты расточительного и безрассудного игрока, который несмотря на возраст, продолжает вести себя словно мальчишка-хулиган. Он живет одним днем, не заботясь о будущем. Все энергию, силы и богатство он растрачивает на игры в карты и разгульный образ жизни. Его кредо и зависимость ― это азарт. Ноздрев с больной увлеченностью постоянно норовит побиться об заклад. При этом выгода заклада для него не важна, главное, в очередной раз ощутить всепоглощающий азарт. И пуская он лишится денег, проигрыш его не волнует.
Дополняет безрассудную личность такие черты как плутовство и обман. Помещик не раз был уличен в нечестной игре, за что был поколочен. Но и это его не смущает, ведь легкомысленный нрав позволяет ему без обид вновь общаться и играть со своими друзьями по карточному столу.
Внешность Ноздрева довольно привлекательна: румянец молодца, белоснежная улыбка, густые волосы, шикарные бакенбарды. Только вот приметная внешность является всего лишь красивой оберткой абсолютной пустоты внутри. Отсутствие человеческой составляющей делает Ноздрева хвастуном, скандалистом, бесцеремонным лгуном. Речь помещика груба, с преобладанием в ней жаргонных словечек, он без стыда фамильярничает, со всеми на «ты».
Беспорядочность и бесцельность натуры Ноздрева ярко читается в его хозяйстве. И хота, сцены быта скупы на яркие детали, Гоголю удалось в полной мере передать эту сторону жизни Ноздрева. Поместье в необозримом запустении, поскольку игроку нет дела до ведения хозяйства. Хозяйство близко к разрухе и разорению. Стойла пустуют, водяная мельница простаивает без своей порхлицы. Ему неважны даже его крестьяне, на которых хоть как-то держится вся домашняя работа. Правда, их работа ведется некачественная, но крестьяне довольны, что барин не вмешивается в их дела.
Такой легкий, безрассудный и азартный взгляд на жизнь, сделал Ноздрева самым большим разочарованием Чичикова. Их сделка не увенчалась успехом, поскольку банальная продажа душ не была интересной разгульному помещику. В ней отсутствовало самое главное для Ноздрева ― захватывающая составляющая. Поэтому Ноздрев был согласен отдать души в качестве проигрыша в шашки. Эта сцена лучше всего описывает портрет помещика: личность без жизненных целей и лишенная морали, а все чувства заменил азарт.
Образ Плюшкина в поэме Мертвые души кратко
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
Плюшкин Мертвые души таблица
Завершающим элементом образа «хозяев жизни» в поэме стала личность помещика Плюшкина. Он показывает читателю вершину деградации человека, которая стала следствием всеобъемлющей скупости. И в то же время выступает замыкающей частью общего образа русского помещика. В итоге вырисовывается трагическая картина: герой все без разбора несет в дом, ведет нищенский образ жизни, готов экономить буквально на всем, чтобы не потревожить свое богатство и немалые запасы. Главное его целью становится тотальное накопление богатства, дабы не пошатнуть свое «благосостояние». Он олицетворяет высшую степень жадности. Ранее богатый и умный человек, начинает копить материальное «добро», при этом его скупость приводит к тому, что ранее собранные запасы товаров постепенно становятся непригодными.
Пройдя преобладающую половину жизненного пути, Плюшкин «стирает» в себе всю человечность. Он бесповоротно деградирует от хорошего отца и хозяина к жалкому существу без отцовских чувств, с пришедшим в упадок хозяйством и бесчеловечной душой. При этом он зациклен на обогащении за счет подвластных ему крестьян.
Внешность Плюшкина неоднозначна, как и он сам. С первого взгляда Чичикову трудно разобрать, кто перед ним: неопрятная старуха или старикан в платье странного кроя и чудном колпаке. Взгляд героя полон недоверия и злобы, прищуренные глазки бегают туда-сюда, говоря о том, что для них любые вещи дороже человеческой души.
Также видим, что владения Плюшкина полностью соответствуют его внешнему виду: помещение полуразрушено, крестьяне или помирают, или бегут в поисках спасения. Раньше, когда была жива жена помещика, этот дом был ухоженным, а Плюшкин бережливым. Но теперь этот дом, как и его хозяин-скряга, перестали взаимодействовать с окружающим миром. Жаль, но от знатного и зажиточного помещика не осталось и следа. От этого его образ больше трагичен, нежели комичен.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» неоценимо, ведь созданные Гоголем герои передают реалистичную картину жизни помещиков, а также приоткрывает занавес истории, чтобы поведать читателю истинную крепостную жизнь. Именно вот такие Чичиковы вершили судьбы подневольного крестьянства, распоряжались жизнями простых людей. Описанные Гоголем страшные реалии были призваны открыть глаза общественности на эти события.